Автор «Энциклопедии детской мотивации» Николай Ягодкин уверен, что правильная мотивация детей может и должна включать деньги и материальные ценности, ведь как иначе дети получат первые собственные деньги и опыт самостоятельного распоряжения ими? Давайте познакомимся с рекомендациями Николая Ягодкина.
Материальные подарки
Этот метод автор книги предлагает использовать в качестве поощрения за большие достижения. Например, за окончание года без троек. Если ребёнку пообещать подарить ту вещь, которую он хочет (велосипед, игровая приставка, ролики, новый спортивный костюм), это будет договором между родителем и ним.
Дополнительный стимул поможет детям взять ответственность за результат и достичь цели. Единственное правило — исполнять свои обязательства и не обещать того, что невыполнимо.
Небольшие достижения тоже полезно подкреплять материально: за пятёрку по математике, кроме обязательной похвалы на словах, купить на ужин любимую пиццу.
Деньги
Николай Ягодкин рекомендует родителям использовать денежную мотивацию применительно к домашним обязанностям. Это выгодно для ребёнка, потому что он получает карманные деньги и учится финансовой грамотности с детства. Также это выгодно родителям, потому что освобождает время и нервы, подстёгивает мотивацию: больше не придётся заставлять мыть посуду, пылесосить, гулять с собакой. Кроме того, родители и так тратят деньги на развлечения ребёнка. Посчитайте, сколько у вас уходит на эту статью, и просто отдавайте эти деньги ребёнку за выполнение домашних дел.
Что касается платы за оценки, мы категорически против этого бессмысленного занятия. Дело в том, что оценка — субъективная категория и не самоцель обучения, что ребёнок должен понимать. Если платить за оценки, то отметки в журнале станут важнее знаний. Это не прививает любовь к обучению, обесценивая его, и может привести к выпрашиванию оценок у учителей, а то и попытке подкупить их.
Показывать ребёнку, что зарабатывать можно своей головой, а также привить любовь к обучению с помощью оплаты оценок, нельзя. Платить есть смысл только за интеллектуальные успехи, к примеру за места на олимпиадах, причём вознаграждение должно быть существенным, например в несколько раз больше, чем за неделю труда по дому. В итоге ребёнок сам придёт к выводу, что интеллектуальный труд может быть эффективнее, чем тяжёлый физический, значит, развивать мозг выгодно.
Риски применения денежной мотивации
Многие родители не одобряют денежные поощрения, потому что есть много опасений. Тем не менее, по мнению Николая Ягодкина, нет ничего более эффективного, чем учиться на своих ошибках и с детства получить навык грамотного обращения с деньгами.
- Дети перестанут делать что-то просто так (бесплатно)
На самом деле, это не так плохо. Многие взрослые стесняются оценивать свой труд, отказываться от невыгодных условий труда. Если с детства научиться адекватно оценивать стоимость своей квалификации, то в будущем никто не сможет обесценить труд и манипулировать низкой самооценкой, оплачивая услуги ниже рыночной стоимости специалиста.
- Большинство детей не умеют копить, поэтому потратят деньги на ерунду или вредную еду
Возможно, первые пару раз так и будет. Дети спустят свой заработок на ерунду, а не опустят монеты в копилку. Это хорошо. Дети ценят заработанные деньги намного больше, чем подарочные или отданные просто так. Рано или поздно ребёнок поймёт, что лучше отложить деньги и позже купить более ценную вещь. Именно так поступали наши ученики очных курсов. За достижение рекордов они получали игровую валюту «баблосы», которые можно было потратить на аукционах (всего три раза за время курса). Дети очень быстро понимали, что самостоятельно оплатить вторую ступень курса на последнем аукционе, накопив достаточно «баблосов», намного выгоднее, чем купить кружку на первом.
Важно самому распоряжаться деньгами. Таким образом ребёнок учится финансовой грамотности, развивает самостоятельность, учится планировать расходы, понимает, что деньги дают свободу выбора, и начинает более ответственно относиться к этой стороне жизни.
Если вы пока боитесь доверять ребёнку большие суммы, воспользуйтесь алгоритмом, который практикуется в некоторых продвинутых семьях: там действует правило 25%. Это правило, согласно которому ребёнок может тратить без цензуры родителей 25% от накопленного. Но деньгами, которые ребёнок заработал без родительского участия (выгул соседской собаки, сбор бутылок, уборка), он должен на 100% распоряжаться сам.
- Деньги могут отобрать
Такое несчастье может произойти и со взрослым. Важно объяснить ребёнку порядок действий в такой ситуации: обязательно сказать родителям и педагогам (если это случилось в школе). Также это отличный повод научить его использовать детскую банковскую карточку и прочие полезные и безопасные инструменты.
Финансовое подкрепление мощно усиливает позитивную мотивацию ребёнка. Родителям важно понимать, что ничего плохого в деньгах нет: это просто инструмент, правильному обращению с которым нужно научить детей.