Дорогие родители!
🤔Как обычно вы представляете себе развитие речи вашего ребенка?
Если все идет нормально (т.е. ребенок вовремя начал гулить, затем произносить первые слова, фразы), то мы и не задумываемся вовсе.
Задумываться обычно начинаем только над тем, что не получается — не выговариваются отдельные звуки, «во рту каша», мешающая понять ребенка.
🙄Не обратиться ли к логопеду? Ну-ка, погуглим, что там у нас пишут про нормы для малыша нашего возраста? Если вместо интернета рекомендации выдают бабушки-дедушки, тети и дяди и другие люди с большим жизненным опытом, то деятельность специалиста по развитию речи может быть расценена как непонятное и не очень нужное «шаманство»🙄😀
То, что не укладывается в пресловутые нормы, сразу замечаем:
✅Не выговариваются звуки? - надо ставить звуки у логопеда.
✅Говорит еле слышно, сглатывает вторую половину слов? - да, наверное, стоит заняться дыхательной гимнастикой.
✅»Каша во рту»? - нужно отрабатывать чистоговорки.
‼️Однако, мы видим только самую макушку айсберга, то, что можно назвать ошибками в речи. И ликвидировав заметные внешне дефекты, с чувством выполненного долга оставляем речь маленького человека дальше развиваться без вмешательства со стороны.
И только если в школе проявится дисграфия, с непониманием отметим странное поведение ошибок: мы двадцать раз объяснили, как правильно, ребенок ведь все абсолютно понял, но и в двадцать первый, и в двадцать пятый раз снова повторяет одну и ту же ошибку... «Да он просто издевается и не хочет запоминать»! Хочет, еще как хочет запомнить и делать правильно, но мешает та огромная подводная ледяная глыба неправильно сформированных речевых навыков, которая до поры до времени пряталась за безобидной заменой одних звуков на другие, милыми забавными детскими оборотами, - ведь все было понятно.
Нам, взрослым, было понятно. Мы с легкостью достраивали то, чего не хватало в речи ребенка. А ребенку не удавалось схватить орфоэпические или грамматические основы родного языка.
Он интуитивно подбирал самые похожие формы слов, но правила, закономерности не улавливал. А в школе пришла пора писать, читать и говорить много и быстро. И вот тут корявые смерзшиеся льдины неправильных речевых форм начинают мешать. И найти, обнаружить эти неправильности очень непросто, потому что скрыты они в глубоком детстве.
👍Для примера: родители тех ребятишек, кто не говорит, или говорит очень мало, вынужденно обращают внимание на каждое речевое проявление. Они следят за постепенным становлением речи — от первых звуков до первых фраз, шажок за шажком. Поэтому им понятнее, какая же сложная машина — наш родной язык, сколько в ней рычагов и клапанов, отвечающих за то, чтобы говорить и писать грамотно.
👩💻В этом цикле статей мы приглашаем родителей посмотреть на механику речи изнутри.
Не на признаки нарушений, которые сигналят: «пора к логопеду!», а на закономерности освоения грамматики, лексики и синтаксиса.
Поговорим о том, что происходит в сознании, когда мы соединяем слова в предложения.
Постараемся дать рекомендации приемов и игр, развивающих не только произношение звуков, но и умение логически мыслить, потому что речь и мышление неразрывно связаны между собой.
Следите за нашими публикациями и спасибо, что вы с нами🙏🌞