Найти в Дзене

№4. Электричество в автодоме.

В автодоме для питания различных систем и оборудования необходимо два типа напряжения, переменное 220в. и постоянное 12в. Значит и источников напряжения тоже должно быть два. С 220в все довольно просто, внешнее из сети 220в или из инвертора 12 на 220в.

Источников 12в пять - генератор автомобиля, аккумулятор автомобиля, салонные аккумуляторы, солнечные батареи, зарядное устройство от220в.

Для развязки цепей, распределения и коммутации напряжений от различных источников к различным потребителям служит специальный электронный модуль и распределительный щиток с защитами и функциями индикации.

Функционирование

Блок подачи электроэнергии EVS 30/12 представляет собой сочетание автоматического зарядного устройства и реле отсечки аккумуляторов. Более подробно функции отдельных частей описываются ниже.

Блок электроснабжения за водительским сиденьем.
Блок электроснабжения за водительским сиденьем.

Зарядное устройство

Полностью автоматизированный блок зарядки аккумулятора выполнен на новейших электронных компонентах с низким уровнем потерь. Он сочетает в себе преимущества I/U и WAE вариантов зарядки. Это зарядное устройство специально адаптировано для использования в кемперах, караванах и яхтах. В нижней точке рабочего диапазона напряжения (11,5 В) зарядка батареи составляет всего 50-60% от номинального значения емкости. Таким образом, батарея имеет время, когда она требует аккуратного потребления тока. Во время нормальной работы (напряжение 11,5-14 В) аккумулятор будет заряжаться максимально возможным током, значение которого уменьшается с увеличением напряжения.

Ближе к верхнему значению диапазона напряжений батареи (приблизительно 14 В), зарядный ток уменьшается вдвое и теперь аккумулятор будет медленно дозаряжаться. Благодаря этому обеспечивается дополнительная ёмкость зарядки. При достижении напряжения газообразования 14,4 В зарядка останавливается.

Теперь аккумулятор можно восстановить зарядкой. Срок службы батареи значительно увеличивается. После того, как напряжение батареи падает ниже значения 12,8 В, процесс зарядки начинается снова.

Зарядное устройство предназначено для параллельной работы, т.е. потребители могут оставаться на связи, быть добавлены или выключены. Есть потребители, работающие одновременно с зарядкой аккумулятора. В параллельном режиме, ток нагрузки должен быть меньше максимального тока зарядки, поскольку в противном случае не будет зарядки аккумулятора. Устройство имеет электронную защиту от обратной полярности, и, следовательно, требует обратного напряжения минимум 1,2 В от батареи питания. Для напряжения ниже 1,2 В зарядный ток не определен. Там нет заряда.

Реле отсечки аккумулятора

При работающем двигателе генератор автомобиля подаёт постоянный ток на аккумулятор стартера. В это время батарея питания подключена параллельно с ним. Таким образом, батарея питания также заряжается от генератора во время вождения. После остановки двигателя, реле отсечки аккумулятора отключает батарею стартера от батареи питания.

При подключении к электрической сети 230 В приоритет зарядки придаётся аккумулятору жилой части. При достижении напряжения на батарее жилого отсека значения 14 В производится параллельное подключение к ней аккумулятора стартера. Зарядное устройство выключается только тогда, когда обе батареи достигли напряжения 14,4 В. Если напряжение батареи снова опускается ниже 13 В, параллельное соединение автоматически отменяется. Таким образом, аккумулятор стартера всегда поддерживается в состоянии готовности для запуска двигателя. Для защиты генератора реле отсечки аккумулятора оснащены встроенными защитными диодами.

Реле холодильника

После остановки двигателя это реле отключает холодильник от батареи питания жилого отсека. Питание холодильника от бортовой сети 12 В таким образом возможно только в движении (или на стоянке с работающим двигателем). На стоянке холодильник может работать только от газа или от сети 220 В, если она подключена. Это сделано для того, чтобы не разрядить аккумулятор во время стоянки.

Для зарядки на стоянке предусмотрен внешний выпрямитель 220 на 12в., который также подключен к электронному блоку.

-2

На блоке управления находятся выключатели, предохранители и дисплеи для показания уровней воды и заряда батарей. Там же расположен пульт управления дизельным нагревателем. Еще там есть переключатель газовых баллонов и общий вольтметр, который установлен дополнительно, как контрольный.

Солнечная батарея должна быть обязательным атрибутом автодома. На бывшем автодоме у меня сначала не было солнечных панелей. Я поставил стационарный бензиновый генератор мощностью 6.5 кВт. Думал, чем больше мощность, тем лучше. Тем более, что был установлен проточный нагреватель воды на 3 кВт. Шум от такого генератора был чрезмерный, да еще и вибрации по всему автобусу. А всего то навсего нужно было заряжать аккумуляторы. Я поменялся на другой генератор, сверхтихий инверторный 1 кВт в виде небольшого чемоданчика. Этого оказалось более, чем достаточно. Я выносил его на пару метров от автобуса и практически не слышал шума при работе. Тока заряда в 7-10 ампер на аккумуляторы хватало для зарядки в течении 3-5 часов. А далее электроснабжения от аккумуляторов мне хватало до двух суток, при работе ТВ, насосов, музыки и освещения. Но я забыл о генераторе после монтажа солнечных батарей мощностью 300 Вт, которые использую только для зарядки аккумуляторов. Все подсоединил через контроллер и электронный блок. Я сейчас не знаю, что такое нехватка электроэнергии. Дневного света полностью хватает для зарядки батарей током до 5-8 ампер.

Потребителей энергии тоже можно разделить на три типа, только 220в, только 12в и комбинированное и 220 и 12в.

Холодильник и телевизор работают от 220в и 12в.

Кондиционер и духовой шкаф только от 220в.

Все остальное оборудование, включая освещение, туалет, вентиляцию, водоснабжение работает только от 12в.

По всему дому размещены розетки 220в и 12в. Для розеток на 12в пришлось закупить специальные вилки и сделать переходники на обычные розетки для прикуривателя.

Аккумуляторы. В автодоме установлены три аккумулятора, один для автомобиля и два для бытовых нужд. Автомобильный, стартовый, аккумулятор находится в отсеке двигателя, а два других под сиденьями водителя и пассажира. Объем отсеков позволил применить гелевые аккумуляторы по 80 А/ч. Этот тип аккумуляторов не боится глубокого разряда. Аккумуляторы подсоединены к электронному блоку, описанному выше, который полностью управляет их работой.

При покупке автодома были установлены свинцово-кислотные аккумуляторы и они были уже совсем старые. Я заказал новые, гелевые, а сам уехал на дачу. Ну неделя, две, думал перебьюсь со старыми. Подал 220в, включил зарядку и стал заниматься нескончаемыми делами по автодому. Вдруг ба-бах! Как будто выстрелили из ружья рядом с домом. Обегаю дом, вроде ничего и никого нет. Но запахло кислотой. Сразу все понял - взорвался аккумулятор под сиденьем водителя. Верхнюю половину снесло словно бритвой, кислота вылилась прямо в салон. Два дня проливал и промывал кабину с содой. Все обошлось и, слава богу, что людей не было в автодоме.

Недавно на Алиэкспрессе нашел так называемые аккумуляторные генераторы. Не что иное, как литий-ионные сборки с инвертором 200 А/час, очень солидный объем. Стоимость 30-40 тыс.руб. Выходы 220, 12, USB. Приборы заслуживают внимание. На будущее отмечу для себя, а сейчас пока буду использовать новые гелевые аккумуляторы.

Еще один гаджет в комплекте автодома - портативное пусковое устройство. Началось все с того, что на машине после месячного простоя на морозе, старенький аккумулятор оказался разряженным в ноль. Даже лампочки не горели. Нужно новый купить, а как ехать? Через дорогу магазине продавались эти пусковые устройства. Я думал баловство какое-то. Ну как может гаджет, размером с телефон завести двигатель? Купил, таки, и охренел. В мороз, с абсолютно разряженным аккумулятором, с полутыка завел Хаммер! Зауважал сей прибор серьезно.

Дополнительные звуковые колонки установлены внутри автодома, поэтому музыку можно слушать от автомобильной магнитолы в движении и на стоянке.

Еще вожу с собой целый ящик, где находятся мультиметр, щуп 12В, предохранители, лампочки, провода, лампочки, наконечники и прочая мелочь. Кабеля питания для телефонов и планшетов вожу с избытком. Как ни воюю с семьей, что нужно иметь и беречь свои кабеля и адаптеры, все равно потеряют и повредят. И начинается таскание кабелей и зарядок друг у друга. Бороться бесполезно.

В статье не опубликованы электрические схемы, но у меня они есть, наскачивал немало. Кому надо - пишите, помогу чем могу.

Следующая статья.

Предыдущая статья.