Мы все неоднократно наблюдали инверсионный след, тянущийся за реактивным самолетом.
Инверсионный след - это конденсация влаги из атмосферы на несгоревших частицах (саже) топлива, вылетающих из двигателя самолета, происходящая в инверсионном слое атмосферы на больших высотах с отрицательными температурами. Инверсионный слой - это слой атмосферы, в котором температура с увеличением высоты увеличивается, а не уменьшается как обычно (понятие инверсия - обратный, нарушение порядка). Этот слой атмосферы называется тропопаузой, выше находится стратосфера, а ниже - тропосфера. Высота тропопаузы зависит от географической широты и времени года. В полярных районах тропопауза расположена на высотах 8—10 км (над уровнем моря), в умеренных зонах — на высотах 10–12 км, в тропиках - на высотах 16–18 км. Толщина тропопаузы составляет до 2–3 километров.
Этот инверсионный след в небе по происшествии времени немного расширяется, а потом, в зависимости от влажности атмосферы, либо быстро исчезает, когда воздух сухой, либо долго висит в виде широких размытых полос, когда ясная погода портится и атмосфера влажная.
Так вот вопрос в том - какова ширина этого следа за хвостом самолёта?
Может ли этот след сразу за хвостом самолёта быть шириной, например, километр? Я спрашиваю именно про ширину этого следа, а не про его длину. Как вы считаете?
Сейчас мы откроем официальное видео полёта "Аполлона" (поскольку инверсионный след образуется не только за летящим самолётом, но и за ракетой) и вы увидите нечто удивительное!
Это "Аполлон-16" проходит тропопаузу. А теперь возьмём знакомое нам видео с кинотеодолита, которое на Ю-Тубе именуется как "1969 Apollo 11 Saturn V launch, tracking camera" и определим ширину следа за ракетой.
В статье 114 мы выяснили,
что съёмочная камера находилась в 700-720 метрах от стартового стола.
В кадр вмещались 2/3 ракеты, примерно 76 метров из 110.
Итак, с расстояния 720 метров размер картинной плоскости по высоте (76 м) примерно в 9,5 раз меньше съёмочной дистанции.
Теперь смотрим, что произошло.
Согласно графику НАСА (стр. 3-8), который мы уже показывали не раз, отделение первой ступени произошло на 164-секунде. В видеоролике отстыковка видна на 172 секунде. В этот момент космический корабль должен находиться на высоте около 66 км.
К этому моменту удаление от космодрома составило уже 95 км.
Принимая высоту подъёма ракеты и удаление по горизонтали за катеты прямоугольного треугольника, легко рассчитать (по теореме Пифагора) гипотенузу - расстояние до ракеты по прямой - это 115 километров. Таким образом, когда кинокамера снимает отделение 1-й ступени, до ракеты как бы 115 км. Ещё раз подчеркну - это официальная версия.
Каков же размер картинной плоскости охватывает кинокамера с такого расстояния? Как мы только что определили, этот размер по вертикали в 9,5 раз меньше съёмочной дистанции (115 км) и, следовательно, составляет 12 км. А ширина при соотношении сторон кадра 4:3 будет 16 км. Таким образом, в момент отстыковки 1-й ступени кинокамера выхватывает пространство (размер картинной плоскости) 16 х 12 км.
А какую часть в этом пространстве занимает шлейф за ракетой? Как видите, половину кадра, т.е 8 километров.
Понимаете, что получается? Летит ракета, а сразу за её соплом тянется след шириной 8 км. Весьма занимательно, не правда ли?
Как же мог получиться такой гигантский шлейф? И почему никто до сих пор не обращал внимания на такую явную аномалию?
Ответ на самом деле прост. Это не шлейф гигантской ширины, это ракета заметно приблизилась к съёмочной камере. Уже хорошо можно рассмотреть отдельные струи белого дыма, как они завихряются.
Другими словами, ракета уже не удаляется, а приближается к камере. Вот посмотрите три фрагмента: 117-я, 140-я и 168-я секунды полёта.
С каждой секундой шлейф становится всё шире и шире. Вначале это выглядит естественно - по мере подъёма ракеты давление атмосферы уменьшается и вытянутое пламя, расширяясь, превращается в широкую "газовую конфорку" (левый кадр).
Я просмотрел несколько стартов американских ракет, включая современные. Эффект расширения пламени отчетливо проявляется уже на высотах 15-20 км. То есть однозначно можно сказать, что "Аполлон" достиг этой высоты.
Но затем шлейф за ракетой становится всё шире и шире. Между левым и правым кадром прошла 51 секунда, за это время, по данным НАСА, ракета должна подняться вверх дополнительно на 35 км (с высоты 31км до высоты 66 км). Ширина шлейфа визуально должна уменьшиться, но мы видим совсем другую картину - шлейф стал в несколько раз шире.
И тут происходит очень важное событие. Возможно, именно этот момент впоследствии будут изучать по кадрикам, и о нём напишут не меньше статей, чем об отбрасывании тени на облака при прохождении "Аполлоном-11" облачной пелены - в правом нижнем углу появляется лёгкое перистое облачко, и мимо него пролетает ракета.
Казалось бы, что тут такого необычного? - ну пролетела ракета мимо облака и всё! Однако необычной является скорость пролёта. Облако проходит по диагонали кадра из правого нижнего угла в левый верхний за 2,5 секунды!
Мы обвели это облачко красным цветом (на левом и среднем кадре). Затем это облачко скрывается за шлейфом ракеты. Но траекторию движения можно проследить по другому фрагменту облачка - его мы обвели зеленым цветом (на среднем и правом кадре).
Затем происходит "пиротехнический взрыв" и через пару секунд - отделение первой ступени.
На статичных фотографиях пролёт не ощущается, а вы посмотрите теперь, как это выглядит на видео. Это неестественно быстрый пролёт.
Почему мы так полагаем? Камера кинотеодолита, как нетрудно посчитать, видит ракету под углом 6˚. Тангенс этого угла равен отношению вертикального катета (76 м) к горизонтальному (720 м).
Если угол охвата кадра по вертикали 6˚, тогда облака за 2,5 секунды сместились в кадре на 9˚. Точнее говоря, это съёмочная камера, удерживая ракету в кадре, спанорамировала за 2,5 сек по диагонали на угол 9˚.
Могло ли такое произойти, если бы ракета двигалась в соответствии с графиком НАСА? Давайте посчитаем. Согласно данным НАСА, в момент отстыковки первой ступени ракета должна достичь скорости 2,4 км/c. За те несколько секунд до отстыковки, о которых мы ведем речь, её скорость должна быть немного меньше, примерно 2-2,2 км/c. Следовательно, за 2,5 сек ракета должна пройти примерно 5-5,5 км. Отметим на рисунке этот участок протяженностью 5 км красным цветом (правый верхний угол). Для наблюдателя с земли ракета должна сместиться за 2,5 с примерно на 0,7-0,8˚ (красный сектор на рисунке).
Но на самом деле смещение по вертикали происходит на 6˚ - камера панорамирует сверху вниз, и облако проходит по кадру снизу вверх. Этот сектор обозначен жёлтым цветом. Он в 8 раз шире красного сектора.
Перистые облака обычно располагаются на высоте 7-10 км, и для наблюдателя с земли они кажутся совсем неподвижными. Значит, в кадре мы наблюдаем быстрое угловое перемещение ракеты. Предположить, даже чисто гипотетически, что ракета движется со скоростью в 8 раз быстрее, чем озвучило НАСА, т.е. 18 км/с вместо 2,2-2,4 км/c, язык не поворачивается. Остаётся единственный вариант - признать, что ракета находится примерно в 8 раз ближе, чем заявляет НАСА - 14-15 км вместо 115 км. Поэтому нам кажется, что на фоне облаков она движется относительно быстро.
Незадолго до отстыковки, мы видим ракету фактически в "хвост", она начинает скрываться за своим шлейфом, угол между осью объектива и траекторией полёта становится всё меньше и меньше.
А потом ракета начинает падать вниз и в момент отстыковки до неё, быть может, всего 14-15 км.
Чтобы точно нарисовать траекторию полёта, нужно прибегнуть к компьютерной 3D-модели. Наверняка, рано или поздно, мы это сделаем.
А пока что напрашивается однозначный вывод - "Аполлон" летит по параболе. Примерно так, как мы показывали раньше.
Конечно, тема траектории полёта "Аполлона" не закрыта, и в ближайшее время мы посвятим этому важному вопросу ещё 2-3 статьи.
*
Как вы знаете, я решил выпустить книгу под рабочим названием "Когда США признаются, что не были на Луне?". Издание книги даже относительно небольшим тиражом - вещь очень дорогая. Поэтому на Бумстартере я открыл проект по сбору средств на выпуск книги. Если у вас есть возможность в это трудное время поддержать мой проект финансово, я буду очень благодарен любой финансовой поддержке.
Ссылка на Бумстартер.
*
С вами был оператор кино и телевидения Л.Коновалов. До новых встреч!