Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Жестокий романс" (СССР, 1984) и "Живите в радости" (CCCР, 1978)

Жестокий романс. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Эльдар Рязанов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»). Актеры: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова, Александр Панкратов–Чёрный и др. 22,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу А. Островского «Бесприданница» было неожиданным для поклонников его комедийного таланта. В «Жестоком романсе» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Художник А. Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. Оператор Вадим Алисов (чья мать в 1930-х сыграла «Бесприданницу» у Я. Протазанова) в багровых контражурах осеннего солнца снял восхитительные по колориту и настроению пейзажи...

Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение – окружением, но главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность...

Лариса Гузеева очень старалась. Но помимо темпераментных сцен есть у нее эпизоды, сыгранные скованно, без вдохновения, излишне сентиментально и мелодраматично. Видимо, ощущая это, режиссер в эпизодах с участием Ларисы смещает акценты, позволяя солировать ее партнерам. Так возникают на экране сцены, где самоуверенный красавец Паратов (Никита Михалков), улыбаясь, стоит под дулом пистолета бравого гвардейца, где поют и пляшут цыгане...

Впрочем, возможно, мелодраматизм, избыточность чувств «жестоких романсов», столь часто звучащих в фильме, и были отправной точкой замысла экранизации?

Если так, то это многое объясняет. К примеру, становится ясной кричащая надрывность финала. Когда смертельно раненная Лариса медленно сползает по стеклянной поверхности ресторанного окна, полузакрытыми глазами встречая окаменевшие от ужаса лица хозяев волжского городка, которые перед тем цинично разыгрывали ее в «орла или решку». Чем ближе к финалу, тем выше становится температура страстей на экране, тем избыточнее, театральнее игра актеров.

Если зритель воспринимает это как должное, как ностальгию по старинным романсам, то всё в порядке. Ну, а если он попытается задуматься – достаточно ли этого для обращения к русской литературной классике?

Александр Федоров

-2

Живите в радости. CCCР, 1978. Режиссер и сценарист Леонид Миллионщиков. Актеры: Леонид Куравлёв, Владимир Басов, Борис Новиков, Валентина Телегина, Зоя Фёдорова, Елена Драпеко, Светлана Харитонова, Савелий Крамаров, Роман Филиппов и др.

Современный кинозритель придирчив. И если комедия «Живите в радости» начинается гротескными кадрами детектива, то ясно, что это ради «пущего смеха»...

И то, что главный герой фильма Митяй (Леонид Куравлев) – чудак и известный изобретатель, тоже никого не удивляет. Много их было на российских экранах. Они – то машины угоняли в пользу детсада, то еще чего-нибудь отчебучивали... Не удивляет и то, что на экране разворачивается скучная история, напоминающая больше популярное пособие для «умелых рук».

На мой взгляд, от души посмеяться можно лишь в одном эпизоде. Где великолепно сыгранные С. Крамаровым и В. Басовым жулики – трусливый «Бацилла» и респектабельный «Дипломат» легко обводят главного героя вокруг пальца, представившись министерскими работниками.

В фильме Л. Миллионщикова есть несколько интересных находок, удачных реплик. Жаль, что они теряются в обильном потоке бытовых подробностей и банальностей сюжета, толкущегося на одном месте.

Александр Федоров