Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Зачем пассажирскому самолёту Ту-114 остекление носовой части

Не секрет, что некоторые советские пассажирские самолёты имели так называемое остекление носовой части. И среди них пожалуй стоит выделить Ту-114, потому что он был дальнемагистральным и использовался для совершения регулярных пассажирских рейсов через Атлантический океан, а также через всю страну на Дальний Восток. И это довольно странно, что нос у него стеклянный.

Потому что в КБ им. Туполева решили не делать его с нуля, а просто перепроектировать уже имеющийся на тот момент стратегический paкeтoнoceц Ту-95. Так из среднеплана сделали низкоплан, т. е. крыло теперь проходит через нижнюю часть фюзеляжа. Из-за этого пришлось удлинить стойки шасси, чтобы лопасти пропеллеров не цепляли о взлётно-посадочную полосу (ВПП).
-2

Но несмотря на все эти кардинальные изменения остекление носовой части всё же было решено оставить. И связано это с тем, что навигационные системы в начале 60-х годов были развиты довольно слабо и иногда давали сбой.

А поскольку сам перелёт, а также перевозка около 200 пассажиров, через океан или через всю страну - дело довольно ответственное, то было решено просто перестраховаться и разместить в носовой части рабочее место штурмана с хорошо остеклённой носовой частью.

Причём как можно видеть, остеклён весь нос, а не только нижняя его часть. Это нужно для визуального контроля всего, что происходит в том числе и наверху.

-3

Если проползти внутрь, то само рабочее место штурмана довольно-таки просторное. Слева от кресла установлен пульт с навигационным оборудованием. Также хорошее остекление позволяет штурману производить детальный визуальный осмотр ВПП. Это критично важно, потому что у самолёта длинные стойки шасси, и садиться на что попало и где придётся, как это делает Ил-76, Ту-114 не может.

Так например при первом трансатлантическом перелёте на Кубу состояние местной ВПП вызывало вопросы. И поэтому перед посадкой командир воздушного судна (КВС) сделал облёт ВПП на небольшой высоте, чтобы штурман произвёл визуальный осмотр. Потому что с одной стороны именно на КВС лежит ответственность за пассажиров, а с другой стороны штурману виднее саму полосу и её состояние.
-4

Однако в дальнейшем от этой практики - делать носы пассажирских самолётов стеклянными - отказались. Так например на более современном дальнемагистральном реактивном Ил-62 нос закрыт непрозрачным обтекателем, и никаких окошек там нет. Также исчезло и рабочее место штурмана. Это было связано с развитием навигационного оборудования, которое уже не давало сбоев.

Вместе с тем нужно отметить и то, что самолёты иногда сталкиваются с птицами в воздухе, в основном при взлёте и при посадке. И в случае лобового столкновения самолёта с птицей, у самолёта сминается его носовая часть.
-5
И отсюда возникает вопрос: что будет с остеклённым носом Ту-114, а также со штурманом, если в него влетит птица?

Здесь конечно можно пофантазировать на эту тему, потому что официально зафиксированных случаев такого вот бёрдстрайка с Ту-114 не было. Отчасти это связано с тем, что от звука работающих двигателей и противовращающихся пропеллеров всё живое в радиусе нескольких километров разбегается и разлетается. Там не то что птицы, медведи в резонанс входят от невозможного гула.

-6

Так что скорее всего никакой реальной опасности птицы для Ту-114, а также его носовой части, не представляли. И штурман вероятно вообще не догадывался, что в самолёт может врезаться птица.