Найти тему
Нижний 800

Музыка Мокроусова. Как песня, написанная по заказу, стала народным хитом

Оглавление

Нижегородский композитор Борис Мокроусов в 1950—1960-е напишет десятки музыкальных шедевров. Его песни звучали на сцене, в театре и кино в исполнении Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Георга Отса и французского шансонье Ива Монтана. А одна из них — «Сормовская лирическая» стала неофициальным гимном Нижегородской области: Мокроусов смог сделать так, чтобы вся страна пела о его городе.

Рассказываем, как песня, написанная по заказу к юбилею завода, стала народным хитом, который и сегодня по-прежнему поют!

Его назовут «Есениным в музыке»

Будущий автор по-настоящему народных песен Борис Мокроусов родился в начале XX века в Канавине, когда этот район ещё был посёлком Нижегородской губернии. Отец хотел, чтобы Боря выучился на железнодорожника, но юноша увлёкся музыкой. Самостоятельно, на слух, подбирал мелодии на фортепиано, а в кружке художественной самодеятельности осваивал балалайку и гитару. В подростковом возрасте он успеет поработать тапёром в клубе: музыка сопровождала немые фильмы, в то время как Мокроусов даже и не мог помыслить, что его песни зазвучат в популярном советском кино.

Легендарные хиты поколения наших бабушек и дедушек продолжают звучать уже в исполнении современных исполнителей. Так что вы тоже знаете песни Бориса Мокроусова, даже, если думаете, что нет.

«Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь, только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь...», «Где же моя темноглазая, где? В Вологде-где-где-где, в Вологде-где…», «Хвастать, милая, не стану — знаю сам, что говорю. С неба звёздочку достану и на память подарю…» — пропели эти строки? Музыку к песням как раз написал нижегородец Борис Мокроусов.

Мемориальная доска Борису Мокроусову в Нижнем Новгороде (улица Октябрьская, 14)
Мемориальная доска Борису Мокроусову в Нижнем Новгороде (улица Октябрьская, 14)

За свойственный его произведениям лиризм, Мокроусова назовут «Есениным в музыке». Впрочем, сам композитор и не возражал такому сравнению. Мелодии отличались простотой и изяществом, можно даже уловить волжские фольклорные мотивы.

«Ораторию петь не станешь. Нам бы что-то душевное!»

Итак, 1949 год. Заводу «Красное Сормово» — 100 лет! В преддверии круглой даты предприятие объявило конкурс на лучшее музыкальное произведение. Композиторы создавали торжественные увертюры, кантаты, оратории... Но простым рабочим хотелось чего-то простого, понятного. Тогда директор Сормовского завода Ефим Рубинчик обратился к своему земляку с просьбой написать песню, мол, «юбилей отгремит — ораторию петь не станешь».

Долго Борис Андреевич гулял по Сормову, по родному Канавинскому району, бродил у реки, слушал гудки паровозов — так и родилась мелодия. А слова для неё написал поэт Евгений Долматовский.

Стрелка — место слияния Волги и Оки
Стрелка — место слияния Волги и Оки

Нижегородцы и сегодня легко подхватят: «На Волге широкой, на Стрелке далекой, гудками кого-то зовёт пароход…».

А в июле 1949 года на сцене Сормовского Дворца культуры «Сормовская лирическая» впервые прозвучала в исполнении Маргариты Рыбиной, солистки хора Дома культуры судостроителей, работавшей на вагоноремонтном заводе и не имевшей музыкального образования, и Геннадия Бакова, сталевара завода «Красное Сормово».

Критики песню не оценили: она показалась им слишком легкомысленной. Заводу 100 лет! Тема должна быть серьёзной! Но, пока они спорили, «Сормовскую лирическую» запел народ! О полузакрытом тогда «городе Горьком, где ясные зорьки» услышала вся страна.

К 800-летию Нижнего Новгорода группа «Хор Турецкого» сняла клип на песню «Сормовская лирическая»в цехе завода «Красное Сормово» и на той самой Стрелке, где встречаются Волга и Ока. В основе сюжета — легендарная история любви! Слушайте и смотрите. 👇

И конечно же, эта песня в исполнении музыканта Сергея Мазаева звучала на гала-шоу юбилея «Начало Нового». Этот эпизод посвящается становлению новой жизни и светлым надеждам горьковчан после тягот военного времени. 👇

Дело о сормовской девушке

Вскоре разыгралась настоящая буря… из-за строчки песни: «Но девушки краше, чем в Сормове нашем, ему никогда и нигде не найти…». В документальном фильме «Борис Мокроусов. Песня» (1974 г.) автор слов Евгений Долматовский вспоминает, что даже собрал целую папку с письмами. Назвал архив «Дело на Сормовскую Лирическую». Из разных уголков страны писали с некоторой обидой на смысл, что город Горький (Нижний Новгород) — центр красоты.

Например, из Омска прислали стихотворный ответ:
«На Волге широкой, на Стрелке далёкой» — так начали песню о Горьком своём. Но мы не согласны, что девушек краше, чем в Сормове вашем, нигде не найдём».

Вот такой получилась песня, которая до сих пор звучит!

Знали ли вы, что у музыки может быть такая насыщенная история? Пишите в комментариях, какие песни, написанные Борисом Мокроусовым, вам известны?

Подписывайтесь на наш дзен-канал, чтобы не пропустить новые материалы!