Найти в Дзене
Дарья Серебрякова

Трудоголизм. Часть 3.

Как вы уже знаете, заболевание – это динамичная структура, которая имеет начало, развитие с разной степенью прогредиентности и скорости и, увы и ах, конец. И я уже неоднократно приводила метафору нашего преподавателя и супервизора психотерапевта, врача-нарколога, блог которого я кстати горячо рекомендую, @alexandreremeev, сравнивающую зависимость с поездом, следующим до конечной остановки смерть-дефект-необратимые последствия, который не стоит разгонять, а желательно бы вообще откатить назад и максимально замедлить или остановить движение. У всех заболеваний есть свои стадии, и трудоголизм не является исключением, в нем выделают 3 этапа: 1) Воспитание и становление личности в дисфункциональной семье с жесткими репрессивными правилами и нереалистичными стандартами для получения одобрения родителей 2) Закрепление модели получения поддержки, одобрения, принятия и любви только через трудовую деятельность и большие усилия, формирование стойких представлений, что любые отношения не

Как вы уже знаете, заболевание – это динамичная структура, которая имеет начало, развитие с разной степенью прогредиентности и скорости и, увы и ах, конец. И я уже неоднократно приводила метафору нашего преподавателя и супервизора психотерапевта, врача-нарколога, блог которого я кстати горячо рекомендую, @alexandreremeev, сравнивающую зависимость с поездом, следующим до конечной остановки смерть-дефект-необратимые последствия, который не стоит разгонять, а желательно бы вообще откатить назад и максимально замедлить или остановить движение.

У всех заболеваний есть свои стадии, и трудоголизм не является исключением, в нем выделают 3 этапа:

1) Воспитание и становление личности в дисфункциональной семье с жесткими репрессивными правилами и нереалистичными стандартами для получения одобрения родителей

2) Закрепление модели получения поддержки, одобрения, принятия и любви только через трудовую деятельность и большие усилия, формирование стойких представлений, что любые отношения непременно нужно «заслужить» и ничего не дается просто так. Это становится отличной почвой для дальнейшего взращивания дерева зависимости.

3) Обычно финальная стадия подкрадывается во взрослом возрасте, манифестируя под маской так называемого «кризиса среднего возраста», когда у человека начинают трещать по швам личные отношения, разваливаться семьи и накрывает апатия и депрессия. К сожалению, многим не удается увидеть за всем этим коренную причину в виде трудоголизма, напротив, человек воспринимает его как самую ресурсную сферу своей жизни и не связывает это с тем, что все остальное в завале и выбирает опасный путь – втопить в деятельность еще сильнее. А в итоге – суицид либо смерть от соматических расстройств, вызванных стрессом, наплевательским отношением к здоровью и запущенными болезнями, на лечение которых «нет времени».

И тут я напомню, что психосоматика началась с исследований кардиологов, которые обнаружили, что их основной контингент – гипертоники – это личности с так называемым профилем «А», которые кишьмя кишат среди трудоголиков. Такие индивиды характеризуются направленностью на достижения, нетерпимостью, раздражительностью и импульсивностью. Им свойственны завышенные требования от себя и окружающих, бескомпромиссность, доминирование негативного аффекта («все плохо») и высокий уровень агрессии (поэтому чаще встречается среди мужчин). Очевидно, что многое из этого свойственно личностям нарциссического склада, которые как раз и формируются в семьях, где любовь не бесплатна, а добывается путем успехов. Во взрослом возрасте такие люди также не умеют строить близкие, доверительные отношения, во всем видят подвох, испытывают ненасыщаемую потребность в признании и восхищении, тяжело переносят чужой успех, справляясь с завистью путем обесценивая других и агрессии (часто в форме сарказма) и в итоге сталкиваются с проблемой одиночества, которое, как мы знаем, является красной ковровой дорожкой в депрессию, ибо люди все же существа социальные и «заряжаются» психической энергией друг от друга. А когда нет возможности наполниться от контакта с другими людьми, на помощь приходят разные зависимости.

Прагматичные американцы всегда подсчитывают финансовый ущерб от заболеваний, и специалисты знают, что психиатрия обходится особенно дорого, ведь часто первопричиной соматических заболеваний с высоким процентом смертности и инвалидности являются как раз психические расстройства. Например, многих умирающих от инсульта больных врачи за много лет до смерти неоднократно предупреждают о необходимости соблюдения рекомендаций, приема медикаментов, приверженности здоровому образу жизни, но люди на это забивают и умирают в 60 лет от инсульта, предварительно еще побыв лет 10 инвалидом с отрубленной диабетической стопой и крайне низким качеством жизни. А ведь в основе лежит всего лишь принятие решения, но увы, многие люди находятся в состоянии депрессии, поэтому отказываются от элементарной заботы о себе.

И трудоголизм яркий тому пример. В погоне за изначально благими целями типа заработка на достойную жизнь для семьи и детей трудоголики могут элементарно забивать на общение с семьей, а в итоге – затраты на разводы (в США, где все это подсчитывают, это конечно значительно более дорогое мероприятие, но и в России тоже нормально бьет по карману), лечение соматических расстройств и, увы, все чаще на реабилитацию детей и жен.

В нашей практике мы часто видим семьи, где глава семейства фактически живет отдельно, приходя домой только переночевать, сильно уставшим, часто в раздражении и без ресурса вникать в жизнь своих близких. А в итоге – второй партнер (чаще это жена, но бывает и наоборот) от тоски и одиночества начинает прикладываться к бутылке, постепенно перестает справляться с обязанностями родителя, а неприкаянные дети сидят в гаджетах, к подростковому возрасту открывая для себя увлекательный мир наркотиков, случайных связей, игромании и других развлечений, на исцеление которых в итоге и пойдет все честно нажитое трудоголиком добро. И популярная поговорка «лучше плакать в бентли» становится здесь совсем неуместной, потому что даже если ты в ног до головы инкрустирована драгоценностями, ешь и спишь на позолоте с изумрудами и бесконечно путешествуешь, но при этом в семье нет общения и контакта, а только раздражение и упреки, супруг, не отходя от производства, выстраивает личную жизнь с эскортом, на который не надо тратить время и нервы, а дети выросли чужими людьми, бегающими по лесам за закладками, то очевидно, что прогноз тут плохой. Такая жизнь приводит людей к разобщенности, ощущению собственной ненужности, одиночества и безысходности, т. е. фактически к депрессии, а это, как известно, базовое состояние, основа практически для всех психических расстройств. И мы видим немало подобных судеб.

Дабы не разгонять упаднические настроения, давайте поговорим о лечении

В психиатрии выделяют 2 основных жанра лечения – стационарный (в закрытом учреждении без возможности выхода на период нахождения) и амбулаторный (на воле – консультации, группы и пр.). Очевидно, что первый вариант рекомендован при наиболее тяжелых состояниях, сопряженных с рисками для жизни и здоровья больного. С него-то мы и начнем.

Стационарное лечение трудоголизма.

В разделе «Лечение» раздела, посвященному трудоголизму в пособии, на которое я опираюсь при изучении данной темы, приводится 2 традиционных варианта: стационарный и амбулаторный. У нас часто любят возмущаться, как тяжело все с медициной в России, ну так вот пожалуйста, выдержка из американского руководства по исцелению зависимостей:

Inpatient care provides the most intense form of treatment, literally ensuring that the workaholic takes a break from work. Individuals may require inpatient care if they are unable to comply with treatment during a 24-hour period, live in an environment that is not conducive to recovery, have physical or mental complica[1]tions, or lack judgment and require 24-hour supervision (New York State Offi ce of Alcoholism and Substance Abuse Services, n.d.). Inpatient care typically lasts 30 to 90 days and is expensive. Inpatient facilities can cost between $20,000 and $32,000 (Hazelden, 2013), with luxury facilities costing even more; these costs do not include costs incurred by time off from work. Unfortunately, it is unlikely that most insurance companies will pay for treatment for workaholism or other process addictions. Insurance companies are more likely to pay for coexisting substance addiction or mental health conditions (e.g., depression, anxiety, and suicide).

Вкратце: стационарно трудоголизм лечат 30-90 дней, стоимость в 2013 году была между 20000-30000$ в бюджетной реабилитации (правда не уточняется, за месяц это или за весь курс, скорее первый вариант), страховки данные виды зависимостей не покрывают, только если заедете с тревогой, депрессией или суицидом. Так что с лечением души на сегодняшний день во всем мире непросто, с точки зрения финансов однозначно выгоднее Россия, да и по качеству, я думаю, многие наши клиники весьма неплохие. Насколько я знаю, очень неплохо развиты реабилитации по работе с нехимическими зависимостями в Азии, в частности, в Южной Корее.

Основные направления работы в стационаре:

- отсутствие доступа к работе и гаджетам как ведущему триггеру расстройства и погружение пациента в пространство проведения времени наедине с самим собой, специалистами и другими пациентами, которые делятся своим опытом (на секунду представила себя в этой ситуации – страшно стало, особенно изъятие телефона, но это реально необходимая мера)

- психодиагностика

- фокус на эмоции, лежащие в основе дезадаптивного поведения, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции

- семейная психотерапия, восстановление здоровых отношений с близкими и друзьями

- групповая психотерапия, помогающая выстраивать здоровую коммуникацию и обучаться навыкам обращения за помощью и делегирования ответственности

- составление плана сбалансированного образа жизни, включающего в себя амбулаторное лечение

В следующем посте, как вы наверное уже догадались, мы рассмотрим амбулаторное лечение трудоголизма.