Некоторые начинающие художники скачивают кисти крутанов в надежде, что они помогут создать шедевр. Но не в кистях дело. Расскажем, с чего нужно начинать, если вы хотите добиться успеха в цифровом рисунке. В конце — полезные ссылки.
Обучение цифровому рисунку можно сравнить с плаванием: представьте, что вы купили самую лучшую шапочку, самый красивый купальник и самые дорогие ласты. Вы пришли в бассейн и хотите проплыть лучше и быстрее всех. Возможно ли это, если вы еще не умеете плавать?
Дело не в кистях, а в навыке рисования
Скорее всего вы слышали от многих опытных художников, что дело не в кистях. Например, Amir Zand говорит, что кисть сама по себе не творит чудеса, а рисунок становится возможным благодаря сочетанию идей и инструментов. Кисти только помогают опытному художнику быстрее и легче добиться желаемого результата.
Ментор в Smirnov School Григорий Давыдов советует применять текстурные кисти, когда 80% работы уже сделано: они помогут добавить интересный акцент или текстуру, ускорить работу над фоном.
Многие преподаватели Smirnov School считают, что обычно достаточно двух-трех кистей. Той же точки зрения придерживается художник Jesper Ejsing, предложивший метод «Четырех кистей». Он начинал рисовать акрилом и использовал только 4 кисти:
- 1 широкую и толстую — для больших поверхностей и заднего плана,
- 1 плоскую и 1 круглую кисти среднего размера — для основных деталей,
- 1 маленькую тонкую — для лиц.
По этому же методу можно использовать кисти и в цифровом рисунке.
В то же время хороший рисунок можно сделать даже одной базовой круглой кистью. Например, арт ниже Andreas Rocha нарисовал круглой кистью, меняя только ее прозрачность:
Еще один пример — арт от Jordi Versteege. Процесс его создания:
Вывод: сначала художник ставит перед собой задачу, а потом уже ищет подходящий инструмент для ее решения — кисть. В умелых руках он будет использован по-максимуму, а в неумелых — не поможет создать шедевр. Сперва стоит набраться опыта в рисовании.
Теперь поговорим, с чего начинать путь в цифровом рисунке.
Как привыкнуть к планшету и Фотошопу
Изучение Фотошопа лучше начать с базовых инструментов: кисти, слои и режимы наложения. Настройте кисть, попробуйте поменять размер и прозрачность.
Попробуйте провести несколько линий, порисуйте простые фигуры.
Дальше можно практиковаться со слоями и режимами наложения. Изучите панель с ними, попереключайтесь между режимами и посмотрите, что меняется:
Теперь стоит потренироваться на чем-то сложнее линий. Хорошо подойдет упражнение по рисованию шарика:
1. Для начала нарисуйте черно-белый шар. Не беспокойтесь об идеальности. Решите, откуда падает свет, и нанесите на шар свет и тень грубыми полосами. Самая темная часть будет в середине: та часть, что отвернута от условной лампы, будет освещаться отраженным от стола светом.
2. Смягчите переходы кистью с промежуточными серыми оттенками. Теперь можно добавить цвет: создайте новый слой, выберите для него режим наложения Multiply (Умножение) и покрасьте шарик в базовый цвет. Создайте еще один слой и в режиме Overlay (Перекрытие) пройдитесь цветом по освещенным участкам.
3. Наносим финальные штрихи. Настройте яркость, насыщенность и контрастность — сделать это можно через все те же слои — так вы всегда сможете что-то поправить в работе, не затрагивая нарисованную базу. Например, если нужно повысить контрастность сферы, скопируйте слой с ней и выберите для нового слоя режим Soft light (Мягкий свет).
Тренируйтесь дальше в формах: кубы, цилиндры, сферы. Если научиться рисовать их в разных ракурсах, то можно нарисовать все, что угодно, даже человека, потому что любой объект или изображение можно разложить на формы.
В процессе работы важно привыкнуть к горячим клавишам. Григорий Давыдов рекомендует делать это на начальном этапе, иначе в дальнейшем использование мыши для переключения инструментов будет сильно тормозить вашу работу. Так что сохраните таблицу с самыми популярными клавишами (можно распечатать и повесить у монитора) и заставляйте себя ими пользоваться.
Главное, чтобы тренировки были регулярными. Лучше позаниматься 15-20 минут, но каждый день, чем целый час, но 1 раз в неделю.
Если вам сложно заниматься самостоятельно, можно записаться на курс. Дедлайны, грамотная подача материала, поддерживающие менторы и единомышленники помогут организоваться и учиться быстрее.
- Например, у нас есть курс по основам Adobe Photoshop для тех, кто еще ни разу не открывал программу и хочет ее освоить. Всего за 2 недели вы познакомитесь с главными функциями PS и нарисуете своего первого маскота.
- Тем, у кого уже есть опыт работы в Фотошопе, но нет навыков рисования, подойдет курс по основам CG-рисунка. За 2,5 недели вы научитесь рисовать игровые предметы полностью: от идеи до красивого цветного финала.
Как изучать теорию: общие принципы и советы
Самостоятельные занятия могут быть похожи на плавание в океане на резиновой лодке. Материала слишком много и он может захлестнуть вас. Чтобы удержаться на плаву, воспользуйтесь несколькими советами о том, как изучать новый предмет.
- Ментор в Smirnov School Анна Жилина советует не хвататься за несколько тем одновременно. Углубляйтесь в одну, затем переходите к другой.
- Изучайте базу: книги по теории цвета, анатомии и композиции. Эти знания пригодятся в любом случае, неважно, в каком стиле вы будете рисовать.
- Смотрите интервью с художниками, это позволит вам проникнуть в опыт других людей.
- Развивайте софт-скиллы: умение общаться с людьми, позитивно реагировать на критику и давать позитивную обратную связь. Они пригодятся при общении с заказчиками и работодателями. Всем удобнее работать с художником, который не только круто рисует, но и разбирается в задаче, умеет работать с правками и сообщает, если что-то идет не так.
- Изучайте английский: у вас сильно расширится круг источников новых знаний.
- Расширяйте кругозор. Чем больше у вас интересов и знаний, тем больше вы сможете рассказать зрителю.
- Ставьте себе цели и задачи, это будет мотивировать вас на развитие. Но не завышайте себе планку, потому что если вы ее не достигнете, то будете разочарованы и потеряете мотивацию. Продвигайтесь постепенно, небольшими шагами.
- Ментор в Smirnov School Дарья Колмыкова напоминает про позитивное подкрепление нового действия. Допустим, вы занимались 20 минут и сделали перерыв. Порадуйте себя чем-то приятным в это время: можно съесть что-то вкусное или выйти на прогулку в солнечную погоду. Если так сделать, то ваш мозг сформирует позитивный ответ на деятельность, которой вы занимались. Это значит, что потом рисование будет приносить вам удовольствие, даже если в перерывах вы не балуете себя вкусненьким.
- Помимо постоянной практики, изучайте дополнительную информацию. Ментор Smirnov School Павел Олейник считает, что если вы будете только рисовать, не подпитывая себя дополнительными знаниями, вы научитесь рисовать хорошо, но на одном уровне. А если рисовать и одновременно учиться новому, вы вырастете на новый уровень.
Полезные ссылки
Анатомия:
- Line of Action — сайт для рисования набросков. Главная фишка — возможность настроить под себя режим тренировки.
- Characterdesigns — натура в разных образах.
- Bodiesmotion — серии фотографий балерин и спортсменов в движении. Есть отдельная серия с эмоциями.
Портреты:
- Аккаунт chronicdoodler на сайте Devianar — коллекция портретов, изображающих разные эмоции.
- Reference Angle — примеры портретов под разным углом.
- Portraits — галерея фотографа Стива МакКарри, который снимал людей в разных уголках планеты.
Еще больше ссылок мы собрали в этой статье: там более сотни сайтов, на которых можно искать референсы, выкладывать свои работы и смотреть чужие.