Я никогда не думала, что это коснется меня. Но когда Ярослав родился, внезапно поняла, что с ним точно что-то не так. Акушерка положила его мне на живот, он немного сполз и я услышала, как врач вскрикнула — «Он поставил ножку на полную стопу». Незначительная информация, но почему то она прозвучала для меня как первый звоночек.
Когда мы были в палате, Ярослав остро реагировал на все звуки и отказывался спать в кувезе. Я могла часами пытаться его укачать, но он вздрагивал от малейших стуков за стеной. Засыпал только на моих руках или рядом со мной в кровати.
У меня на тот момент уже был сын, но с ним такого не было. Он с самого начала спокойно воспринимал кроватку и спал в ней безмятежно даже если бы в этот момент заявился целый оркестр.
Ярослав рос улыбчивым мальчиком. Охотно смеялся и заливисто хохотал, когда я с ним играла. Но никак не реагировал на игрушки. Единственное, он строил из погремушек пирамидки. Его гораздо больше интересовали книги, которые я ему читала, кстати, книги он любит до сих пор, причем без картинок.
В 3 месяца Ярик звал меня «Мамээээ», в 7-8 повторял за нами все звуки и простейшие слова — «мама», «папа», «баба», «деда». Очень четко. Но врач нам не верила, так как в поликлинике он начинал плакать и всячески требовал скорее его унести, очевидно, реагировал на звуки. Педиатр нас отправила к ЛОРу, но там просто сказали, что у ребенка отличный слух.
Как мы начали что-то подозревать
В год Ярослав бросил речь полностью. Как оказалось, он и до этого не говорил, просто эхолалил. Что нам могли поставить в то время? Правильно, просто ЗРР. Между тем, Ярик часами сидел и рассматривал книжки, ему по прежнему не были интересны игрушки, мультики. Хотя разложить кубики, опять-же, пирамидкой либо по цветам, он мог запросто. Вот тогда, я четко начала понимать, что это аутический спектр.
Единственное, я не очень хорошо понимала особенности этого заболевания и мне казалось, что аутисты все замкнутые и не смотрят в глаза. А Ярослав общительный и зрительный контакт поддерживает. Правда никого кроме меня он лет до 3 не воспринимал. Я была его Вселенной. У нас до сих пор словно какая-то прочная связь, мы оба остро друг друга чувствуем.
Навыки и особенности
Сейчас Ярику 10 лет. Он признан инвалидом с 5-летнего возраста. Он считается некорректируемым и все эти годы я жду тот самый волшебный пубертат, когда ситуация может повернуться в мою сторону.
Из его особенностей:
- После того всплеска эхололалии он больше не разговаривал и до сих пор не говорит ни слова. Однако, вокализирует.
- Он ходит в туалет на пол.
- У него есть повторяющиеся звуки.
- Ненавидит шум, закрывает уши.
- Неуютно чувствует себя в толпе.
- Не спит ночью (нет, не мелатонин и не перепутал день с ночью, его циркадный ритм скорее на нейронном уровне, как мне объяснил сомнолог).
- У него есть разные фобии, правда, в основном, те, что связаны опять же с шумом — пылесос, машинка для стрижки волос, газонокосилка.
- Ярик может быть сильно зациклен на чем-то.
- Ненавидит перемены, даже перестановка цветочных горшков в доме, может вызвать у него стресс.
- «Дерет» нос если сильно расстроен либо обрадован.
- Обожает что-то шелушить, например, шкурки от лука, листья или драть пух.
- Иногда проявляет аутоагрессию.
- Избирателен в еде, у него отдельное меню питания.
- Не всегда осознает опасность.
Из полученных навыков:
- Он снимает штаны, когда ходит в туалет.
- Складывает пазлы с легкостью.
- На магнитной доске собирает слова из букв, причем всегда существующие слова, очевидно, сказываются память и книги (пробуем сейчас методику «глобального чтения», расскажу потом, что это такое).
- Примерно с 3 лет общается с удовольствием со всеми. Зрительный контакт также со всеми. Тем более, что он очень ласковый и всех обнимает. Этакий атипичный аутист-кинетик.
- Принял ложку (правда, пока только когда ест суп).
- Может сам себе наложить еду в тарелку, навести чай, налить молоко.
А еще, у него просто невероятная память. Например, ему нравится какая-нибудь книга, даже страница в книге. Он с легкостью найдет на полке такую же книгу, только в другом издании или сборнике и любимую страницу, даже если по номерам они отличаются. Сложно пока определить, но возможно у него есть навыки чтения, мы сейчас в этом направлении двигаемся.
Про память... Ярик очень любит разные карточки. Мы ему часто покупаем несколько колод карт. Он сидит, перебирает их с полчаса. Если пропадает одна — мгновенно это определяет и начинает ее искать везде. Если не находит, выбрасывает весь набор. Также, например, с бусинками, конфетами и прочем.
Знаю, многие скажут, мальчику 10 лет, пора бы уже чему-то научиться, но у нас изначально, кроме «глаза в глаза», очень тяжелая осложненная форма, так что, все чему мы учимся «по чайной ложке» — для нас каждый раз как маленькая победа.
А еще, я его очень люблю и горжусь им!