Исторический экскурс
7 февраля (26 января по старому стилю) 1822 года Указом императора Александра I Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Восточное и Западное. Следом – по предложению Михаила Сперанского император подписал указ об образовании Енисейской губернии в составе пяти округов: Красноярского, Енисейского (с Туруханским краем), Ачинского, Минусинского и Канского. Административным центром вновь образованной губернии был утверждён город Красноярск. Произошло это в июле 1822 года. В декабре того же года был назначен генерал-губернатор.
Енисейская губерния создавалась почти год: от указа 26 января 1822 года до открытия губернии 12 декабря 1822 года. За это время были определены границы губернии, решены территориальные вопросы с соседними губерниями, сформированы органы власти и управления. Так что отмечать юбилей можно весь календарный год.
В рамках изменений административно-территориального устройства в 1925 году Енисейская губерния была ликвидирована. Однако в декабре 1934 года создан Красноярский край практически в тех же границах. И по оценкам экспертов, это уникальный и единственный случай в новейшей истории России. Нет других регионов, которые бы сохранили административно-территориальную преемственность с начала XIX века. В этом смысле у Енисейской губернии и Красноярского края общая и непрерывная история.
Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. Исторически сложилось, что Красноярский край стал многонациональным регионом.
На территории края проживают представители более 150 национальностей: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, молдаване, эстонцы, латыши и др.
Наряду с представителями многих наций в регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера – долгане, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы.
В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. Не исключение и наш Иланский район.
Судьбы ее простое полотно
Сегодня гостем нашей рубрики «Дети одной реки» стала Надежда Васильевна Мартышкина, директор Степановского дома культуры. Её семья переехала в Сибирь относительно недавно, в 60-ых годах прошлого века. Родилась она в Чувашии, а росла в Красноярском крае, в деревне Легонькое, население которой на тот момент практически полностью составляли чуваши. Это помогло им адаптироваться на новом месте, без проблем выучить русский язык. А работа — она везде одинаковая.
Сказочный край
Семья их в тот момент была совсем небольшой: мама Елена Тимофеевна Тимофеева и маленькая Надя.
История переезда в Сибирь Елены Тимофеевны и Нади как будто вышла из - под пера писателя - романтика. Да вы и сами, уважаемые читатели, наверное, догадались, что не любопытство и не поиск лучшей жизни толкнули молодую девушку на край света.
Её семья была бедной, и сватовство богатого парня приняли, как счастье. Не раздумывая, отдали дочь замуж за человека, которого не знали. Она переехала в дом мужа и началась такая кошмарная жизнь, описать которую не хватает ни сил, ни слов. Но, несмотря на страх, который рос день ото дня, Елена находила возможность поддерживать отношения с людьми, у неё оставались подруги, готовые прийти на помощь. Одна из них ждала сватов из далёкого Сибирского края. Тогда это не было в диковинку. Елене же Сибирь казалась волшебным местом: «Мама так настрадалась, что этот край представлялся ей сказкой» — рассказывает Надежда Васильевна. «Там много лесов, ягоды вокруг, гостеприимные люди, которые любят и уважают друг друга, — говорила она, — ей казалось, что в Чувашии пусто вокруг, бесприютно. Хотя, это, конечно, не так. Всё там есть, не было только одного – простого человеческого счастья, любви и уважения мужа».
И вот молодая женщина решается на побег. Вместе с подругой-невестой она приезжает в деревню ЗаусовкуНижнеингашского района, где ту ждёт семья будущего мужа и свадьба. Дочь Надя остаётся в доме мужа, с его семьёй, но ненадолго. Через несколько месяцев Елена возвращается за ней уже совсем другим человеком, уверенным и спокойным,без прежнего страха, и родители мужа отдают ребёнка без препятствий. Почему, кто знает? Может быть, они изначально были неплохими людьми, и понимали, что происходит в семье сына, может быть, втайне сочувствовали невестке, или открыли глаза на своего сына и смогли принять обстоятельства…
С маленькой дочкой снова в бега, полёт на санях, погоня мужа - всё было. Оторвались чудом, успели на поезд, умчались в далекую Сибирь и начали новую жизнь, не такую чудесную, как мечталось, но самостоятельную и в целом, спокойную.
Встретился на пути Елены Тимофеевны неплохой, добрый человек, но семейное счастье опять никак не складывалось, и она вновь шагнула в неизвестность. Подхватила дочь и переселилась в новый дом, который ей, как хорошей работнице выделил сельсовет.
На дворе стояла поздняя осень, вот-вот должен был родиться ребёнок, но думала Елена не об этом, а о том, как заготовить на зиму дрова, прокормить двоих детей и сделать дом жилым. Наверное, именно в этот момент она стала тем человеком, которого знали окружающие: сильной, независимой, собранной, невероятно энергичной женщиной, певуньей с открытой душой, потрясающей хозяйкой и добрым другом для окружающих. «Жили мы небогато, мебели особо не было, но никогда не голодали, не мёрзли. Мама была очень сильным человеком. Она справлялась со всем: всегда первая в работе, а дома –отличная хозяйка. Схватит молоток, подлатает дом. До света картошки накопает, меня разбудит — носи домой. Мне кажется, она видела этот край таким, каким он был в её мечтах, — рассказывает Надежда Васильевна, — все его бескрайние возможности. Весной она бросалась в лес заготавливать черемшу и нас с собой брала. Солили кадушками, на всю зиму. Грибы, ягоды собирали вёдрами. В доме всегда было полно сладостей, стол хлебосольный, гостям всегда рада была. Хозяйство большое держала. Сама сено косила, зароды складывала: малыши наверху топчутся, я подвожу, а она метает».
Елена Тимофеевна была безусловным лидером, и все жизненные обстоятельства оттачивали самые сильные качества её характера, а она не теряла надежды на личное женское счастье.
Надежда Васильевна была первой маминой помощницей во всём, и в воспитании детей тоже. На работу выходили рано, у кого-то были бабушки и дедушки, а у Елены — Наденька. Именно она придумала им имена, как у двоюродных братьев и сестёр, а мама не возражала. С отцом и его семьёй они не общались никогда, а вот мамин брат приезжал. Он очень любил и жалел их. За короткий отпуск он успевал помочь в хозяйстве, наготовить любимых с детства блюд. Надежда Васильевна помнит, как он накрывал на стол, встречал с работы Елену Тимофеевну, усаживал за стол, а у неё слёзы на глазах.
Зимой и весной Елена Тимофеевна работала телятницей — выхаживала новорождённых телят, поднимала на ноги, а летом пасла стадо. Оно было огромным — больше двухсот голов. Волей обстоятельств она научилась обращаться с лошадьми и стала непревзойдённым наездником. В руках кнут, глаза горят — разве скажешь, что эта женщина в юности позволяла обижать себя?
«Единственная драгоценность, которую мама привезла с собой — свадебное платье. Простого белого полотна, расшитое чувашскими национальными узорами. Мы много лет в нём выступали в клубе на сцене, а потом его попросили в музей Нижнеингашского района, — рассказывает Надежда Васильевна, — Пусть хранится, как память о маме. Она была совсем простым человеком, с невероятно трудной судьбой, но очень сильным характером, который помогал преодолевать все препятствия. Она трудилась на благо народа, вырастила здесь детей, стала частью этой земли. Её история стала частью истории этого края, который она считала чудесным, где она нашла спасение и приют».
Традиции живая нить
Елена Тимофеевна и Надя выучили русский постепенно, в общении с людьми, но не забыли и свои песни и традиции. Повзрослев, Надежда Васильевна выбрала профессию культработника и с тех пор она бережно собирает частички культурного наследия чувашского народа. Всей семьёй, с детьми, внуками, друзьями они участвуют в национальных праздниках, фестивалях.
— Надежда Васильевна, когда вы задумались о своих корнях, о том, что неплохо было бы сохранить историю семьи, как-то всё обобщить?
— Мы просто жили, окружённые этим песнями, вещами, присказками. Многие соседи в Лёгоньком и здесь, в Степаново, были выходцами из Чувашии, они обжились, иногда ездили к родным и даже мама, но своей родиной считали Сибирь. Здесь был их дом. Наверное, выбери я другую профессию, вряд ли у меня было бы желание думать об истории. Но я выбрала культуру, и это стало для меня одним из самых важных и интересных занятий в жизни. Когда я начала изучать историю своего народа, узнала, что мы, оказывается, принадлежим к белым чувашам, а есть ещё и красные. Их наряды отличаются цветом, символикой. А однажды я даже заняла первое место в конкурсе как лучший чувашский пивовар. В моём напитке перемешалось всё увиденное и услышанное за жизнь: в основном, конечно, рецепты маминых подруг, сама-то она пиво, вряд ли варила.
Огромная работа по сохранению культурного наследия, которую Надежда Васильевна вела всю жизнь, не оставалась незамеченной. Она была знакома с Константином Скопцовым, в её доме снимали фильм журналисты «Енисей-региона», не так давно она получила государственную награду… Но главное не это. Её внуки, племянники, да и многие дети в деревне лихо поют чувашские и русские частушки вперемешку — вот это дело!
Когда мы начали нашу рубрику «Дети одной реки» о представителях разных народов, в своё время обосновавшихся на берегах сибирских рек, мы обнаружили множество интересных историй. Они удивляют, захватывают, каждая из них по своему уникальна и достойна публикации. И если вы, дорогие читатели, помните историю своей семьи, пишите нам, звоните, мы поможем превратить обрывки воспоминаний в интересный рассказ.
Рецепты от Надежды Васильевны
В Чувашии национальная кухня всегда занимала особенное место. Чувашские блюда включают традиции соседей и особенности собственного национального колорита.
Хуран кукли
Похожи на русские вареники. Тесто - как для всех вареников и пельменей. Только творог нужно подсолить и смешать с зелёным луком. Сливочное масло нужно использовать тоже солёное. Кушать с холодным молоком. Очень вкусно!
Хуплу
Популярное национальное блюдо, которое представляет собой ароматный вкусный пирог закрытого типа, имеющий круглую форму. Используется сдобное, пресное или дрожжевое тесто. Большой пирог – чем больше — тем лучше. Для начинки использовать сырую картошку. Сперва на тонкие ниточки разрезать, потом ещё и мелко крошить. Смешать с луком, зажаренным в сале. Можно добавить и мясо. Добавить зелёного лука или черемши, крупы: пшена или пшеничной, залепить, перевернуть и отправить хуплу в разогретую духовку и выпекать при 180С до образования румяной корочки.
Любовь БАГРОВА