Есть мнение, что этот мифологический персонаж связан с Белобогом (не то сниженный образ вроде домового духа мокоши, «отпочковавшегося» от богини Мокоши, не то и вовсе архаичный прототип).
Называется этот персонаж Белун.
Вот что о нём сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
Мифическое доброе существо в верованиях малорусского народа. Афанасьев в «Поэтических воззрениях русского народа» сопоставляет Белуна с западнославянским Белбогом: в обоих случаях характер мифической личности один и тот же; разница только в том, что Белбог является, так сказать, объединением всех добрых божеств, и таким образом единственным или высшим богом, славянским Иеговой или Зевсом, между тем как малорусский Белун представляется олицетворением счастливого случая. Таким образом, хронологически Белун гораздо старше Белбога. Белун представляется в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Его деятельность проявляется в двух направлениях: он днём показывает дорогу заблудившимся путешественникам, и прячется во время жатвы в хлеб, откуда выходит к тому или другому жнецу и просит платком утереть ему нос; если жнец это сделает, тогда Белун даёт ему обильные подарки. О Белуне сложились следующие пословицы: «темно в лесу без Белуна» и «мусить посябриўся с Белуном»; вторая пословица показывает, что Белун в глазах народа представляет теперь полное олицетворение счастья вообще.
Да, на мой взгляд, это самая характерная черта Белуна – сопливый нос, который он просит вытереть. Кто не побрезгует – будет вознаграждён (причём в одном источнике я читал, что утереть требуется даже не платком, а голой рукой – и тогда, простите, сопли, оставшиеся в руке, превратятся в серебряные монеты). Источник этот весьма сомнительный («1000 тайн нечистой силы» Е. В. Прокофьевой), приведу цитату и из него (хотя изначально не собирался):
Как выглядит полевик? Этого точно не знает никто. Что-то вроде травяного кокона... Но иногда является в облике Белуна: белобородого старичка в белой рубашке, из носа у которого на бороду свешиваются длинные-предлинные... сопли.
Ты, может, скажешь: фу, какая гадость! Да, такова первая реакция... А ведь Белун ещё и просит, чтобы ему сопливый нос его человек рукою вытер!
Кто вытрет, не побрезгует – у того в руке пригоршня серебряных монет окажется, а Белун исчезнет навсегда.
Кто побрезгует – у того земля скудеет, перестаёт плодоносить.
Учёные считают, что в образе Белуна заложен некий мудрёный символический смысл: дескать, земля лишь тех награждает, кто рук замарать не боится.
Источник, повторюсь, такой себе, с кучей ошибок и вольных допущений. Непонятно, с какого рожна авторка записала Белуна в полевики. Да и приведённая в конце мысль о том, кого награждает земля, вовсе не «мудрёный смысл», а штука довольно очевидная (во всяком случае тем, кто хоть как-то сталкивался с каким-нибудь земледелием, хотя бы за собственным огородом ухаживал).
В книгах постарее упоминается о том, что на носу или на шее у Белуна висит сумка с монетами – оттуда они и выскакивают, когда кто-то согласится вытереть старику нос.
Об этом, например, сообщает Словарь белорусского наречия, составленный И. И. Носовичем (1870 год):
По поверью простолюдинов, белун есть добрый дух, напутствующий заблудившихся в лесу и посредством каких-либо признаков выводящий их на дорогу. Существует поверье, что белун является бедному человеку во ржи в виде старика с соплями, из носа текущими, и с сумой на шее и просит путника утереть ему нос. Если бедняк послушает и утрёт, то из сумы посыплется богатство, и белун исчезает. Это поверье сохранилось в пословице: «Посябрився з белуном», то есть «разбогател».
И «Белорусские народные предания» Древлянского (к ним тоже есть вопросы, но сему источнику я доверяю куда больше, чем Прокофьевой с её «тысячей тайн»):
В Белоруссии есть поверье, будто Белун является заблудившимся в лесу и молча, почти невидимо выводит путников на прямую и верную дорогу, с которой они сбились; будто он присутствует на нивах во время жатвы и помогает жнецам успешно жать. Но всего чаще рассказывают Белорусцы, как Белун является беднякам в жыце (во ржи) с сумою денег на носу. Заметив бедняка, – говорят, – Белун манит его к себе рукою; потом, если бедняк не решается подойти, он сам подходит к нему и просит его утереть себе нос. Если бедняк послушается и утрёт ему нос (что всегда бывает, потому что Белун является днём), то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезает. Количество денег бывает смотря по тому, чем бедняк утрёт нос Белуну . Если утрёт рукою, то денег высыплется из сумы столько, сколько можно забрать рукою; если же платком, или шапкою, или полою свиты (верхней одежды Белорусского мужика), то денег высыплется из сумы Белуна столько, сколько может поместиться в платке, в шапке или в поле одежды. Белорусцы представляют Белуна стариком с длинною, белою, но не седою бородою, в белом саване, с белым посохом. Поговорка: «Мусиць, пасябрывся з Белуном» – «Должно быть, подружился с Белуном», то есть, верно, его посетило счастье. «Ціомна ў лесе без Белуна» – «Темно в лесу без Белуна», то есть Белун – проводник в тёмном, глухом лесу.
Вот такое вот олицетворение счастья: из леса заблудившегося выведет (счастье? счастье!) и денежкой вознаградит (счастье? счастье!).
Упомянул Белуна в своём творчестве и русский писатель-модернист Алексей Ремизов:
Заковали студёному Ветру колючие губы, не велели холодом дуть, и Мороз-Трескун, засыпанный снегом, сел отдыхать в холодном царстве на полночи.
Пришло тёплое лето.
Забыто ненастье.
Всё живёт, всё у земли копошится, кустом разрастается.
Медведь-пыхтун зашатался по лесу, а кузнечику – воля: стрекочи хоть всю ночь.
Пошли люди с косами с вострыми. Поспел сенокос.
И куда-то ни заглянешь, всё-то словно невиданно: к каждому цветку наклоняешься, тронул бы всякую травку…
Хороша погода, украслива.
Гей! – подле ржи проходит Белун.
Какой белый, сам в белой рубахе, и от солнца не застится: оно ему любо. Из леса идёт: без него, говорят, темно в лесу. Заблудишься, только спроси, Белун дорогу и покажет.
– Дедушка, на сенокос?
Не слышит. Где тут услышишь! Вот ступил на межу…
– Дедушка!
– Что тебе, родный? – Дед улыбнулся: и ему хорошо…
Идёт Белун по меже, идёт летней дорогой, ударяет клюкою: вспоминает ли старый стародавнее время, или далось ему на раздумье другое… наша русская доля?
Лязг косы звонче.
Стрекочет кузнечик.
Так до белого месяца лязг косы звонок.
Ходит по ниве Белун, наделяет добром.