Винтовые сваи завоевали нешуточную популярность в отечественном загородном домостроение и продолжают укреплять свои позиции ежегодно. Однако, страшилки об их быстром корродировании продолжают передваться из уст в уста.
В этой статье мы решили расставить все точки над “i” и рассказать, какая часть свай и по какой причине на самом деле подвержена коррозии больше всего, и почему это не мешает качественным сваям быть надежной опорой для своих построек на протяжении десятилетий. А наглядный пример коррозии приведем для разнообразия из совершенно другой отрасли (не можем же мы бесконечно радовать свою аудиторию фотографиями одних только свай, так что импровизируем).
Но начнем все-таки со свай. По степени подверженности коррозии тело сваи условно можно разделить на три части.
Нижняя часть
Условно, это все, что ниже уровня грунта примерно на метр и глубже.
Покрытие сваи в этой части сильнее всего повреждено о грунт, камни и другие вкрапления при завинчивании. Однако, коррозии этото участок подвержен слабо — на такой глубине крайне ограничен доступ кислорода и уровень влажности почти не колеблется.
Верхняя
Выше уровня грунта.
Эта часть сваи подвергается только атмосферной коррозии. Покрытие здесь не повреждается при завинчивании. Главное, чтобы сварные соединения, получившиеся при приварке оголовков и обвязки, были зачищены и покрашены должным образом. А еще, если зашиваете цоколь, важно оставить вентиляционный зазор, чтобы избежать скопления излишней влажности.
Средняя
Примерно первый метр вглубь от поверхности грунта.
Вот она — самая подверженная коррозии часть. Мало того, что ее покрытие повреждается грунтом при завинчивании, корродивароние здесь ускоряется из-за неплотной структуры грунта, то есть доступа кислорода, и постоянного изменения уровня влажности. Это идеальные условия для коррозии (и худшие для металла).
Тот самый пример из другой области
В начале статьи мы анонсировали наглядный пример коррозии металла под воздействием различных условий. Сказано — сделано.
В одном из российских городов сейчас ведутся работы по ремонту дамбы водохранилища, в связи с чем оно было полностью осушено, открыв конструкцию дамбы взору всех желающих. До аварии и начала работ уровень воды был постоянным.
На фото можно отчетливо увидеть, что та часть механизмов, которая все время находилась под водой (нижняя часть), хоть и имеет следы коррозии, но сохранила толщину металла и не имеет глубоких повреждений.
Верхняя часть, хотя и находилась прямо над водой, сохранилась лучше других. Воздух здесь влажный, но он не застаивается и коррозия почти не повлияла на конструкции.
А вот средняя часть, которая находилась на границе сред вода-воздух подверглась заметному разрушению. Аналогично происходит и со средней частью сваи.
Залог долговечного свайно-винтового фундамента
А теперь взгляните еще раз на фото конструкции дамбы. Два правых узла сохранились даже в средней зоне значительно лучше, чем два левых, которые местами прогнили насквозь. В чем разница между этими парами узлов? Они исполнены из металла разной толщины! Все просто: толще металл — больше срок службы.
А что насчет покрытия? Ведь бытует мнение, что недостаточную толщину металла можно компенсировать увеличением толщины защитного слоя.
Безусловно, покрытие помогает продлить жизнь металлу, но точно его не заменяет. Более того, вспомните, о чем мы говорили в начале статьи — при завинчивании любое покрытие царапается, поэтому всецело на него полагаться и экономить на толщине металла точно не стоит. Оптимальные для разных диаметров толщины стенок сваи мы приводили, например, в статье "Как проверить качество винтовой сваи. 3 простых шага".