Найти в Дзене
Старпер

ГИРЕЙ ПО НЕВАДЕ

Помните задорновскую историю про гирю? Про экспериментировавших с ней студентов?

Михаил Николаевич был неподражаем в умении выделить, выхватить, какую-то своеобразную черточку нашего национального характера (а таковых у нас множество) и показать ее, обычно заслоненную другими и в рутине нами не замечаемую, чтобы мы могли посмеяться над собой. Ведь смех очищает.

Близкими к нему в этом отношении я вижу только любимого Василия Макаровича Шукшина и другого писателя - Леонида Трушкина, ироничного и глубокого. Именно писателя, а не комика.

Расстояние в шагах между великим и смешным известно каждому. А каково оно между смешным и параноидальным?

Ответ ищите, сравнив упомянутую историю про бросок гири (изящный анекдотец, сочиненный «дядей Мишей»?) и недавнее высказывание депутата Думы Евгения Федорова (ох, как бы не притянули меня за принижение его статуса – этот тип, похоже, что-то даже возглавляет в сем экзотическом органе).

Так вот этот мужчина с гладеньким мальчишеским лицом предложил жахнуть нашим непревзойденным ядером по Неваде.

Прям та же гиря. Только побольше. И кинуть надо подальше.

Тот же вопрос: зачем?

А чтобы посмотреть, как это получится и что из этого выйдет. Ну и «мать Кузьмы показать» – такова формула, навсегда запечатленная в скрижалях и известная всему миру.

Помнится, в моем детстве земной шарик жил в постоянном страхе ядерного коллапса. Здесь народ представлял его возможность исключительно в виде атаки со стороны «поджигателей войны» из-за океана. Сокрушительный удар с нашей территории мыслился не иначе как ответ на их агрессию.

В школе нас готовили к поведению в условиях ядерного конфликта, тренировали в действиях по команде «Вспышка слева!», «Вспышка справа!» и т.д.

В августе 1968-го я был салагой, проходившим подготовку в учебке ПВО. И вдруг однажды ночью нас выводят по тревоге в поле и приказывают ждать некоего важного сообщения. По складывавшейся в те дни обстановке мы понимали, что это так или иначе связано с Чехословакией. Вряд ли ошибусь, если предположу, что нечто похожее происходило в нашей армии в ночь на нынешнее 24 февраля.

А мы в ту ночь мысленно представляли себе, как может развиваться ситуация, и прикидывали, есть ли у нас какой-то шанс выжить, если вот прямо сейчас начнется. Начнется то самое. Ядерное.

Помню ощущение фантасмагоричности ситуации. Как будто происходит нечто, что ни при каких условиях не.вписывается в реально представляемое.

В годы учебы моих детей, помнится, у них тоже были соответствующие уроки – под названием ОБЖ. И тогда тоже боялись атомной войны. И тогда готовились к ней. И тогда взрослым были известны бомбоубежища и пункты сбора.

А сейчас ядерной войны наш народ не боится. Почему? Считаем, что от нашествия одного, другого, третьего вируса все равно умрем быстрее, чем от ядерного армагеддона? Уверились в мощи наших ВС (вон как экстремистов-арабов расчехвостили в Сирии – любо-дорого смотреть)? Да еще махнуть первыми – и сделать это так резко, как происходит в боях без правил.

А может быть, мы как люди не стали лучше с советских времен – не стали умнее, грамотнее, человечнее? Может быть, накопили больше вредного, чем полезного опыта?

Евгений Федоров «мотает» в Думе свой третий созыв. Он представляет в ней своего избирателя. Увы, ребята избиратели, вы стоите своего выдвиженца.

Я бы за него не голосовал. Как не голосовал за Владимира Путина на всех его четырех выборах.

За Федоровым я наблюдаю давно – с того самого момента, как его увидел на одном телевизионном ток-шоу. Этот мужчина с чистым мальчишеским лицом поразил меня тогда невероятным диссонансом очевидной искренности, убежденности, увлеченности – и фантастической белиберды, которую он нес. При этом был абсолютно органичен в отличие от многих искусных циников, которые пытаются тренированной мимикой выразить отсутствующую убежденность, но нужного эффекта не достигают.

Ребята, он сумасшедший!

А вы, его выдвигающие, должны быть готовы принять на себя сокрушительный ответ. Очень возможный сценарий, поскольку начинать первыми нашей стране понравилось.

Ладно, вы к этому готовы. Вы можете счастливо жить, только когда есть возможность кого-то давить, и ради этого пойдете на все. Но моим внукам ваши маленькие радости чужды. Они им предпочитают великие добрые сказки и мечты о том, что эти сказки станут в их жизни былью.