Найти тему
Катехизис и Катарсис

О «мальчиках для битья»

Задали мне вопрос о "мальчиках для битья" — действительно ли такой обычай имел место, чтобы специального мальчика наказывали вместо провинившегося принца или иного высокородного ребёнка? Как обычно, всё это связывают со Средневековьем (и чаще всего с Англией, где есть то же выражение whipping boy). Ну, давайте попробуем в этом вопросе разобраться.

Сам-то по себе вопрос раскроем быстро и просто. У нас нет никаких явных оснований считать, что подобное существовало именно в форме сколь-нибудь устоявшегося обычая: хотя бы в Англии, не говоря уж обо всей Европе. Хотя мифы, как вы давно должны были понять при чтении нашего канала, совсем уж на пустом месте не возникают.

Обычно происхождение у них одинаковое: есть какие-то очень туманные свидетельства из Средних веков, а затем в Ренессансе и Новом Времени (обычно в XVIII веке) появляется куча ярких, упоительных рассказов на эту тему в литературе. Почему так происходило, я уже много раз пояснял. Во-первых, уже было что-то вроде исторической науки, но ещё не сложилось даже подобия источниковедения. Во-вторых, наступление эпохи Просвещения вызывало вполне естественное желание всячески очернить прошлое: мол, теперь-то мы живём совсем иначе!

Так мы получили все самые известные байки: про "
право первой ночи", про "пояса верности" и многое другое. Схожая история и с "мальчиками для битья". В данном случае, впрочем, немного имеющиеся свидетельства относятся в основном к XVI–XVII векам.

В частности, подобное рассказывают о воспитании двух королей Англии: Эдуарда VI и Карла I. Пару раз такие истории всплывают и раньше — в XIII веке, и гораздо позже — в том самом XVIII, на тему французского короля Людовика XV. А само по себе выражение whipping boy мы впервые встречаем в 1647 году, и оно к тому времени вполне метафорично.

Но уже в XIX веке историки начали приходить к выводу, что если подобное и имело место, то являлось отдельными случаями — а вовсе не какой-то общепринятой практикой. Что, впрочем, не помешало тому же Марку Твену отразить легенду в романе "Принц и нищий", который как раз временам детства Эдуарда VI и посвящён.

На самом деле, найти даже задекларированный принцип "нельзя наказывать принца" в каких-либо исторических источниках довольно трудно. О чём-то таком говорил Эразм Роттердамский в Institutio Principis Christiani, скажем. Вряд ли он был новатором — наверняка не ему одному в голову приходила мысль, что принца должен наказывать только его отец, а если вдруг надо это сделать самому наставнику — то можно вместо ребёнка королевской крови наказать его друга, чтобы оказать тем самым психологическое давление.

Но писать об этом так, как делает русская Википедия (уверенно, как о факте и реальной традиции) — глупость, конечно. Оснований для подобного просто нет.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!