Найти тему

Чума 21-го века - 11. Последствия столкновения.

Начало – здесь.

Прежде, чем перейти к описанию последствий столкновения в Гонконге, я хотел бы принести читателям извинения, что по забывчивости ввёл их в заблуждение в отношении моей личной истории столкновений, которую тороплюсь исправить, не откладывая в долгий ящик.

Итак, это было на заре моей морской карьеры в ДВМП вскоре после окончания ЛВИМУ им. адмирала С. О. Макарова.

Фото открытки 80-х годов, из архива автора.
Фото открытки 80-х годов, из архива автора.

Белоснежное облачко, плывущее по глади синего моря, на самом деле представляет из себя кусок железа, покрашенный в белый цвет.

В этом я убедился, осматривая пробоину, образовавшуюся в результате столкновения. Но начну по порядку.

Мы снялись с якоря и следовали на швартовку к причалу для получения снабжения накануне выхода в рейс по расписанию. Погода ясная, безветренная. Приближаясь к причалу, лоцман дал стоп, чтобы снизить скорость. Немного погодя, лоцман дал самый малый задний ход. Но скорость не уменьшилась, а по-видимому даже немного возросла. Лоцман дал малый, а затем и средний задний ход. Скорость заметно начала увеличиваться и, не успев понять что же происходит с машиной, мы врезались в корму судна, стоящего у причала, по-моему, т/х «Орша».

Позже выяснилось, что проблема оказалась в переключении реверса. Когда лоцман давал задний ход с мостика, на самом деле был дан передний ход, который позже только увеличивался последующими командами лоцмана.

Я, тогда 4-й или, может, уже 3-й помощник капитана, пошел на бак посмотреть, что же стало с судном в результате удара. У нас была дыра в подшкиперской шириной примерно в один метр, через которую была видна вмятина в корме «Орши» вместе с киповой планкой, куда пришелся удар нашего форштевня.

Не знаю, зафиксировано ли это происшествие в анналах истории ДВМП. Возможно, его скрыли, чтобы не портить статистику безаварийной работы пароходства. Во всяком случае, никаких приказов и расследований я не помню. Дырку заварили в тот же день, боцман закрасил заплату белой краской, и судно отправилось в рейс согласно расписания.

Если кто помнит такое столкновение в 1980 – 1981 гг., напишите. Спасибо.

Теперь со спокойной совестью можно вернуться к событиям в Гонконге.

Как и следовало ожидать, фрахтователи написали, что они не признают акт о повреждениях, причиненных судну, так как там отсутствует подпись стороны, совершившей повреждения. Формально они правы, но это обычная уловка виновной стороны избежать ответственности – сбежать с места происшествия (по аналогии с автомобилистами). Но современные средства фиксации, в частности, фото – и видео – камеры, позволяют установить виновных и продолжить процесс расследования. Баржа с грузчиками попросту попытались уклониться от ответственности, не дожидаясь, пока мы составим документ, который им предстояло подписать.

Тем временем мы откачали воду из танка, где предполагалась вмятина, нашли её, свеженькую, и запечатлели на фотографиях. Фотографии послали фрахтователям и владельцам судна. Теперь отпираться было бессмысленно. Договорились о проведении осмотра места повреждения совместной инспекцией. В следующий заход судна в Гонконг приехали представители страховых компаний от судовладельцев и от владельцев буксиров, которые транспортируют баржи в Гонконге. Один китаец, второй индус, приехали на одном катере, осмотрели вмятину снаружи, потом поднялись на борт и осмотрели изнутри танка. Оба согласились с результатами нашего осмотра: вмятина со стрелкой прогиба около 50 мм размером 60 х 70 см, расположенная очень удачно, между шпангоутами, поэтому шпангоуты не деформированы.

На мостике изучаю чертежи для описания места расположения вмятины на обшивке корпуса. фото из архива автора.
На мостике изучаю чертежи для описания места расположения вмятины на обшивке корпуса. фото из архива автора.

Регистр Класса DNV-GL принял к сведению информацию дистанционно, по фотографиям, своего сюрвейера посылать на судно не стал. В статус Класса внесли условие, что обшивка корпуса подлежит замене в районе вмятины в очередном доке. До докования эксплуатация судна разрешается без ограничений.

В общем, ничего страшного, таких вмятин я перевидал множество, полученных от буксиров и швартовных кнехтов. Конечно, ремонт их обходится недешево, но это не катастрофа. Для экипажа и капитана это куча бумаг, переписки и нервов.

Но пока здоровье позволяет, можно работать дальше.

Спасибо за прочтение.

Продолжение - здесь.

#море #столкновения судов

Другие публикации канала:

Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»

«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.

Из курсантской жизни.