Начало – здесь.
Прежде, чем перейти к описанию последствий столкновения в Гонконге, я хотел бы принести читателям извинения, что по забывчивости ввёл их в заблуждение в отношении моей личной истории столкновений, которую тороплюсь исправить, не откладывая в долгий ящик.
Итак, это было на заре моей морской карьеры в ДВМП вскоре после окончания ЛВИМУ им. адмирала С. О. Макарова.
Белоснежное облачко, плывущее по глади синего моря, на самом деле представляет из себя кусок железа, покрашенный в белый цвет.
В этом я убедился, осматривая пробоину, образовавшуюся в результате столкновения. Но начну по порядку.
Мы снялись с якоря и следовали на швартовку к причалу для получения снабжения накануне выхода в рейс по расписанию. Погода ясная, безветренная. Приближаясь к причалу, лоцман дал стоп, чтобы снизить скорость. Немного погодя, лоцман дал самый малый задний ход. Но скорость не уменьшилась, а по-видимому даже немного возросла. Лоцман дал малый, а затем и средний задний ход. Скорость заметно начала увеличиваться и, не успев понять что же происходит с машиной, мы врезались в корму судна, стоящего у причала, по-моему, т/х «Орша».
Позже выяснилось, что проблема оказалась в переключении реверса. Когда лоцман давал задний ход с мостика, на самом деле был дан передний ход, который позже только увеличивался последующими командами лоцмана.
Я, тогда 4-й или, может, уже 3-й помощник капитана, пошел на бак посмотреть, что же стало с судном в результате удара. У нас была дыра в подшкиперской шириной примерно в один метр, через которую была видна вмятина в корме «Орши» вместе с киповой планкой, куда пришелся удар нашего форштевня.
Не знаю, зафиксировано ли это происшествие в анналах истории ДВМП. Возможно, его скрыли, чтобы не портить статистику безаварийной работы пароходства. Во всяком случае, никаких приказов и расследований я не помню. Дырку заварили в тот же день, боцман закрасил заплату белой краской, и судно отправилось в рейс согласно расписания.
Если кто помнит такое столкновение в 1980 – 1981 гг., напишите. Спасибо.
Теперь со спокойной совестью можно вернуться к событиям в Гонконге.
Как и следовало ожидать, фрахтователи написали, что они не признают акт о повреждениях, причиненных судну, так как там отсутствует подпись стороны, совершившей повреждения. Формально они правы, но это обычная уловка виновной стороны избежать ответственности – сбежать с места происшествия (по аналогии с автомобилистами). Но современные средства фиксации, в частности, фото – и видео – камеры, позволяют установить виновных и продолжить процесс расследования. Баржа с грузчиками попросту попытались уклониться от ответственности, не дожидаясь, пока мы составим документ, который им предстояло подписать.
Тем временем мы откачали воду из танка, где предполагалась вмятина, нашли её, свеженькую, и запечатлели на фотографиях. Фотографии послали фрахтователям и владельцам судна. Теперь отпираться было бессмысленно. Договорились о проведении осмотра места повреждения совместной инспекцией. В следующий заход судна в Гонконг приехали представители страховых компаний от судовладельцев и от владельцев буксиров, которые транспортируют баржи в Гонконге. Один китаец, второй индус, приехали на одном катере, осмотрели вмятину снаружи, потом поднялись на борт и осмотрели изнутри танка. Оба согласились с результатами нашего осмотра: вмятина со стрелкой прогиба около 50 мм размером 60 х 70 см, расположенная очень удачно, между шпангоутами, поэтому шпангоуты не деформированы.
Регистр Класса DNV-GL принял к сведению информацию дистанционно, по фотографиям, своего сюрвейера посылать на судно не стал. В статус Класса внесли условие, что обшивка корпуса подлежит замене в районе вмятины в очередном доке. До докования эксплуатация судна разрешается без ограничений.
В общем, ничего страшного, таких вмятин я перевидал множество, полученных от буксиров и швартовных кнехтов. Конечно, ремонт их обходится недешево, но это не катастрофа. Для экипажа и капитана это куча бумаг, переписки и нервов.
Но пока здоровье позволяет, можно работать дальше.
Спасибо за прочтение.
Продолжение - здесь.
#море #столкновения судов
Другие публикации канала:
Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»
«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.