Магда Иосифовна Алексеева (1931–2020), или просто Магда, как ее называли коллеги и ученики, — легендарная фигура в российской журналистике. Более пятидесяти лет она работала в разных газетах и журналах, превращая их в образцы умной, точной, изобретательной прессы.
Алексеева-прозаик, Алексеева-поэт, Алексеева-журналист и Алексеева-мемуарист — четыре облика Магды Алексеевой представлены в новом собрании ее прозы и воспоминаний «Как жаль, что так поздно, Париж!».
Первая часть книги отведена мемуарам «Попытка вспомнить» — предельно искреннему, чуткому, откровенному тексту о временах, людях, событиях и местах. Он насыщен стихами (и чужими, и своими), литературными и культурными аллюзиями, меткими наблюдениями над нравами и обстоятельствами. Параллели между эпохой застоя и сегодняшним временем потрясают. «Читать Маркса и Ленина, просиживать в библиотеках, спорить, попивая сухое вино, а иногда — водку, изучать статистические справочники и снова спорить, спорить, спорить в дыму сигарет. Кто из них думал, что это кончится тюрьмой?»
Художественная проза Магды Алексеевой очень близка к ее же мемуарам и напоминает вскрытую капсулу времени: словно мы тайно проникаем в самые недра жизни обычных людей довоенных и послевоенных лет — с их лексикой, бытом, предательствами, обещаниями и моральным выбором, не столь далеким от нас сегодня. Понятия «тюрьма», «война», «ссылка» — часть судьбы этих героев; они любят, ненавидят, презирают, ссорятся, ищут лучшей доли, предают. Их время — 50-70-ые — вроде бы давно ушло. Или… это только кажется?
Человек сложной судьбы, удивительных душевных качеств, большого писательского таланта и гражданской мужественности, Магда Алексеева заслуживает быть прочитанной и перечитанной сейчас. Ее оценки прошлого точны, ее выводы о состоянии российского общества безошибочны, ее внимательный глаз журналиста смог зафиксировать многие процессы в современной культуре и обществе в самом начале их оформления. Возможно, многие из ее предположений только начинают сбываться.