В Улиньской известна и популярна история о сожжении Южного Шаолиня, благодаря чему в миру появилось множество народных стилей, ведущих свою родословную от спасшихся монахов. Хотя эта история - миф, возникший в среде тайных антицинских сект и распространившийся в умах благодаря романам в стиле у-ся. Про разбор этого мифа читайте тут. Однако сожжение Шаолиня - было, вот только сожгли всемирно известную обитель в Дэнфэне. И не в годы империи Цин, а уже позже.
Поэтому сегодня прольём свет на историю о тот, как ученик Шаолиня Фань Чжунсю сражался с Ши Юсанем, и Ши Юсань поджег храм Суншань Шаолиньсы.
Но придется как всегда издалека! Наша история начинается с простого монаха по имени Хэнлинь (释恒林 Shì Hénghéng, 1865-1923). Он родился в деревне близ уезда Ичуань в 1865 году. Его мирской фамилией было Сун, из-за бедности и тягот жизни его отдали в монахи в 1875 году. Там он посвятил себя Чань-буддизму и Просветлению, однако усердно занимался и боевыми искусствами.
Благодаря своему старанию и чрезвычайно высоким способностям он быстро добился значительных результатов в этих сферах, развив глубокое понимание буддизма и отличные навыки #ушу . Поэтому нет ничего удивительного в том, что позже он стал настоятелем храма #Шаолинь, сменив н этом посту настоятеля по имени Цинтай Инши (清泰颖石 Qīngtài Yǐngshí).
Итак, где-то после Синхайской революции 1911 года Хэнлинь стал настоятелем храма Шаолинь. В то время государство уже не могло контролировать страну, жизнь в провинции была хаотичной, а бандиты свирепствовали, из-за набегов с целью поживиться богатствами храм Шаолинь уже был серьезно поврежден. Хотя в то время в храме Шаолинь было достаточно много монахов, но они едва выживали.
Надо понимать, что монахи эти традиционно разделялись на две категории: боевые монахи - у-сэны и простые монахи, занимавшиеся преимущественно изучением Учения Будды. И вторых всегда было больше. Ши Хэнлинь решил одновременно убить двух зайцев: обучать монахов боевым искусствам, проповедуя Дхарму, чтобы они могли защитить храм и себя.
Чтобы защитить храм Шаолинь , Ши Хэнлинь в 1920 году создал специальные отряды самообороны (少林保卫团 shàolín bǎowèituán) из монахов, послушников и прихожан из мирян. Это ополчение потом, уже в «Эру Милитаристов», стало известно как «Полк обороны храма Шаолинь», и Ши Хэнлинь, естественно, стал командиром этого ополчения.
Он был явно здравым и разумным человеком и не очень уповал на традиционные техники ушу, ибо закупил в нужном количестве западное огнестрельное оружие, чтобы вооружить шаолиньских монахов. В то время в храме Шаолинь находилось более 200 монахов, вооруженных боевыми искусствами и ружьями, этого было более чем достаточно для борьбы с небольшими группами бандитов.
С 1916 по 1928 год в стране продолжалась ожесточенная гражданская война, более известная как «Эра милитаристов» (军阀时代 Jūnfá shídài), очень сложный период в истории Китайской Республики, когда страна была поделена между военными правителями. «Эра милитаристов» началась со смерти генерала Юань Шикая и номинально закончилась в 1928 году с завершением «Северного похода» и объединения Китая Гоминьданом.
Однажды главари бандитов Чжу Баочэн, Ню Бан, Сунь Тяньчжан, Дуань Хунтао, объединив свои банды, ночью напали на город Лучжуан в уезде Гун. Местные жители обратились за помощью в Шаолинь. Ши Хэнлинь объединился с другими отрядами деревенской милиции и атаковал, собрав большие силы в один ударный кулак.
После этого Ши Хэнлинь много раз возглавлял группу ополченцев, состоящую из монахов и простых людей, для борьбы с бандитами. Они перехватывали банды, освобождали многих похищенных людей, возвращали награбленное. При этом отряд Ши Хэнлиня захватывал большое количество огнестрельного оружия и хранил его в храме Шаолинь - для поддержания местной безопасности. Он уничтожил большинство бандитов и на некоторое время в окрестностях наступил покой и порядок. Но на двенадцатый год Китайской Республики (т.е. в 1923 году) Ши Хэнлинь умер от болезни в возрасте 59 лет.
И на историческую сцену выходит монах Ши Мяосин. Из-за бедного, тяжелого положения в семье его отдали в монахи в возрасте восьми лет. Там он постигал Законы Дхармы и усердно тренировался в боевых искусствах, исследуя сохранившиеся в храмовой библиотеке книги по ушу, "обобщая и извлекая лучшее". Оставил после себя важные трактаты по ушу (например, «少林拳解» shàolínquán jiě, «少林棍解» shàolín gùn jiě, «达摩五拳经» dámó wǔquán jīng).
В 1923 году, после того как его учитель Ши Хэнлинь скончался, Ши Мяосин принял на себя руководство «охранными отрядами храма Шаолинь» (少林保卫团 shàolín bǎowèituán). Ши Мяосин (释妙兴 Shì Miàoxīng, 1891-1927) был один из самых молодых настоятелей храма Шаолинь, так как стал им в возрасте 32 лет.
Во время Чжили-Фэнтяньской войны (直奉戰爭 zhífèngzhànzhēng) на севере Китая в 1922 году, Ши Мяосин перешел на сторону генерала У Пэйфу и стал командиром полка, сформировав из монастырского охранного отряда Первый полк Первой бригады. В 1927 году, когда Фэн Юйсян и У Пэйфу сражались на юге провинции Хэнань, буддийский монах Ши Мяосин снова участвовал в войне. Существует версия, что именно за это и был в отместку сожжен Ши Юсанем монастырь Шаолинь. Весной 1927 года Ши Мяосин последовал с Фэн Юйсяном и был убит в возрасте 37 лет. Но обо всем по порядку.
В 1928 году (на 17-м году Китайской Республики) провинция Хэнань оказалась в эпицентре ожесточенной схватки между военачальниками Чжилийской и Фэньтянской клик.
В то время многие были убеждены, что вскоре Чжилийская клика осуществит объединение Китая, но уже 1924 году борьба за Шанхай привела ко Второй Чжилийско-Фэнтянской войне. И всё шло хорошо, пока 23 октября, в самый разгар боевых действий, генерал Фэн Юйсян не предал своих, Чжилийских. Причем на этом Фэн Юйсян не остановился!
Он направил свои войска с фронта в Пекин, провел там очередной государственный переворот, изгнав императора Пу И из «Запретного дворца» и образовав новое пекинское правительство. Понимая сложность своего положения, он активно вёл переговоры со всеми остальными политическими силами в стране. Чтобы укрепить свое положение, он пригласил в Пекин Виталия Примакова.
Примаков работал под прикрытием - как китаец по фамилии Лин, и Фэн Юйсян познакомился с ним ещё во время Первой Чжилийско-Фэнтянской войны. Сотрудничество быстро наладилось. И уже весной 1925 года первое советское оружие было доставлено в Чжанцзякоу, базу Фэн Юйсяна. Только за один год на вооружение его армии Советский Союз выделил свыше шести миллионов рублей.
Нам же важно, что Примаков активно помогал Фэн Юйсяну в реорганизации его армии. Виталий Маркович разработал уставы для китайской армии Фэн Юйсяна, создал офицерскую школу, даже непосредственно участвовал во многих боях... Был ли он в тех боях в уезде Дэнфэн? В те роковые для Шаолиня дни он уже в совсем другом краю под именем Рагиб-бея возглавлял советско-афганский отряд, заслужив прозвище "Красный Лоуренс".
Что характерно, Фэн Юйсян, как говорится, "отвечал взаимностью": апреле 1926 года Фэн Юйсян заманил в ловушку бывшего белого генерала Аненкова и передал советским военным советникам, которые вывезли того через Монголию для суда в СССР. Но это уже совсем другая история.
И так случилось, что храм Шаолинь ввязался в эту войну. После того, как Ши Мяосин стал настоятелем, он стал более активно обучать монахов Шаолиня боевым искусствам. Вскоре после этого Фань Чжунсю, ученик Ши Хэнлиня, нашел Ши Мяосина, убедил его возглавить монахов и присоединиться к его армии.
Все это время Фань поддерживал связь с храмом. Например, в 1922 году Фань Чжунсю снова отправился в храм Шаолинь, посетил своего учителя Хэнлиня, и пожертвовал круппную сумму н восстановительные работы в храме. После июня 1927 года, то есть ближе к началу событий при Шаолине, Фань Чжунсю был уже командующим 45-й армией Национальной революционной армии и членом Национального правительства.
Поэтому нет ничего удивительного, что Ши Мяосин послушался совета своего старшего брата, и присоединился к армии Фань Чжунсю, постоянно помогая ему сражаться.
В целях строгого соблюдения воинской дисциплины Фань Чжунсю ввел три строгих правила: во-первых, запрещается насиловать женщин, во-вторых, запрещается грабить имущество бедняков, в-третьих, все жители равны. Но при этом революционные части Фань Чжунсю активно вырезали коррумпированных чиновников, местных тиранов из шэньши и землевладельцев, и конечно же бандитские шайки. Повсюду Фань пользовался гостеприимством бедняков и был известен как «Король справедливости». Военные действия становились всё ожесточеннее.
Во время второй фазы Северного Похода армия Фэн Юйсяна столкнулась с активным противодействием войск Фань Чжунсю. Поэтому Фэн Юйсян приказал срочно перебросить из провинции Шаньдун три отряда для поддержки Ши Юсаня. Используя железнодорожное сообщение, им удалось в кратчайшие сроки увеличить свои силы до 60 000 солдат, хорошо подготовленных и с отличным вооружением, в основном советского образца, включая пулеметы и полевую артиллерию. Возглавлял эти силы как раз Ши Юсань.
А вот у Фань Чжунсю было всего десять тысяч человек и отсталое вооружение. Однако он был уверен в своих силах - эта часть провинции всегда была территорией Фань Чжунсю, и большинство подчиненных Фань Чжунсю были уроженцами здешних мест, отлично знавших здесь каждую тропинку. Во-вторых, местные силы ополчения в провинции тоже были скорее друзьями, чем врагами Фань Чжунсю, он тоже мог надеяться на некоторую поддержку с их стороны. Фань Чжунсю под командованием У Пейфу, полагаясь на свои отношения с настоятелем Шаолиня, использовал храм Шаолинь в качестве базы, а из шаолиньского охранного отряда сформировали полк, который сражался против Ши Юсаня, подчиненного Фэн Юйсяна.
Хотя здравый смыл должен был бы подсказать, что Шаолиньсы, как буддийский храм с обетом "не причинения зла живым существам", должен держаться подальше от кровопролития и не должен участвовать в схватке военачальников. Однако храм Шаолинь не только предоставил место для штаба, но и послал шаолиньских монахов участвовать в боях. Закончилось всё это вполне предсказуемо.
6 марта 1928 года Фань Чжунсю и Ши Юсань сражались в Дэнфэне, и Фань потерпел поражение, а Ши Мяосин был тяжело ранен в бою от артиллерийского огня, прикрывая отступление Фань Чжунсю:
Он умер от неэффективного лечения. Ему было всего 36 лет, и его тело было возвращено его учениками в Храм Шаолиня, где он был похоронен рядом с мастером Ши Хэнлинем на северо-восточном склоне.
Итак, Фань Чжунсю потерпел поражение и отступил в окрестности храма Шаолинь. Ужасно было то, что штаб Фань Чжунсю был устроен в храме Шаолинь, и чтобы снизить потери при штурме, храм был подвергнут артобстрелу.
После артобстрела Фань Чжунсю был вынужден покинуть храм, но безжалостных солдат Ши Юсаня это не остановило. Они принесли много керосина и с 15 по 16 марта поджигали залы этого тысячелетнего храма. Было убито множество монахов (здесь есть есть много непонятного, так как неизвестно - сколько их там было изначально), а большое количество ценных культурных реликвий и писаний было обращено в пепел. Уцелевшие монахи разбежались, и когда в тридцатых годах приехала исследовательская экспедиция Центрального Института Гошу из Нанкина, их было то ли семь, то ли девять человек.
Говорят, пожар в Шаолинсы длился 24 дня, уничтожив в общей сложности 296 комнат. Это 90% всех построек. Но хуже всего то, что погибла знаменитая храмовая библиотека - 1400 священных писаний и 105 руководств по боевым искусствам храма Шаолинь также обратились в пепел .
Есть интересная версия причин сожжения храма, ибо военного обоснования этому нет.
Фэн Юйсян начал активно пропагандировать христианство в 1927 году
и запретил буддизм в рамках движения «Искоренение Будды». Он приказал монахам вернуться к светской жизни и превратил храмы в школы. В 1927 году Фэн Юйсян в провинции Хэнань использовал храм Дасянго для как полевой госпиталь. Британский протестантский проповедник Маршалл Брумхолл посвятил ему изданную в 1923 году книгу, в заглавии которой назвал Фэн Юйсяна «добрым солдатом Иисуса Христа». Другой важный аспект - это отсутствие военного финансирования, поэтому в Эпоху Милитаристов активно изымали ценности везде, где это было возможно. За короткий промежуток времени пострадало более 400 храмов, таких как храм Баймасы и Шаолинь. Мало того, эта тенденция распространилась и по всему Северному Китаю: Шаньси, Шаньдуне, Хэбэй и другие места начали «Искоренение Будды», и буддизм в Северном Китае почти вымер...
Это действительно был его приказ сжечь храм Шаолинь? Документов в подтверждение этого - не найдено. Также очень возможно, что Ши Юсань принял собственное решение.
Но в 1940 году Ши Юсань был застрелен своим собственным адъютантом Гао Шусюнем, а Фэн Юйсян 1 сентября 1948 года погиб в результате пожара на судне «Победа» на Чёрном море, неподалеку от Ялты...
Кто приказал сжечь храм Шаолинь, с тех пор стало загадкой.
После этой катастрофы храм Шаолинь долго простоял позаброшенными руинами, и только спустя более 50 лет, с выходом на экраны знаменитого фильма «Храм Шаолинь» с Джетом Ли в главной роли, храм Шаолинь восстановили и он начал вновь процветать.
При этом такой парадокс: большая роль в инициации процесса восстановления принадлежит японцу Со Досину, создателю Сёриндзи Кэмпо и учения Конго Дзен (金剛禅, Kongō Zen).
Во время разведывательной деятельноси в Китае Со изучал у Вэнь Тайцзуна стиль Ихэцюань (義和拳 yìhéquán), и якобы в 1936 году Вэнь сделал его официальным наследником Шаолиньской воинской традиции. Вернувшись в Японию, Со создал свой синкретический стиль, смешав китайские и японские школы, назвав свое творение «Шаолиньским кэмпо», в итоге его школа распространилась на 33 страны с более чем 1,5 миллионами членов. В 1979 году китайское правительство пригласило его в Китай и попросило вновь представить цюань-фа в храме Шаолинь.
Вот такая необычная и печальная история.
Кстати, это юбилейная статья:
Первая публикация: 25.03.18 17:13;
Прошло: 4 года.
Если вас заинтересовали Шаолинские истории, то рекомендуем перевод на русский язык книги Ши Луна «Монастырь Северный Шаолинь: история, культура и реинкарнация». Объем 434 страницы в формате pdf с комментариями и дополнениями Русской редакции, которая снабдила оригинальный текст огромным количеством иллюстраций, сделав этот уникальный материал еще более интересным для читателя.
Все вопросы по книге адресовать сюда.
Всем хорошего настроения!