Найти в Дзене
Анастасия Миронова

К годовщине бомбардировок Белграда: как я встречалась с "племянником Караджича", а потом его задержали британские разведчики

Сегодня, в годовщину бомбардировок Югославии, вспомнила свой рассказ о том, как я в Лондоне когда-то начала встречаться с сербом, которого британские спецслужбы забрали прямо с нашего свидания и не только я, а, кажется, вообще его больше никто никогда не видел. И мне сказали, что то был племянник Караджича...

Это я в Лондоне. Что-то сохранилось не очень много фото
Это я в Лондоне. Что-то сохранилось не очень много фото

Было это осенью 2006 года, я тогда, совсем молодая, приехала после университета покорять Лондон. У меня в кармане имелось 300 фунтов, а в Лондоне - одногруппница по родному вузу. На пятый день я устроилась официанткой в марокканский ресторан. Там едва ли не сразу познакомилась с сербом по имени Иван. Надо сказать, что сербов я с тех пор встречала еще несколько и все они были Иванами.

С тем Иваном у нас закрутилась симпатия. Он взял мой номер и пригласил на свидание. Первое свидание где-то во вторую или третью неделю жизни в Лондоне. Мы встретились в пабе на берегу Темзы, ели фиш-эн-чипс с лимонным соком, салат "Цезарь", выпили сидра. Потом Иван пошел расплатиться. Он наутро собирался слетать на несколько дней куда-то и спешил меня проводить. Мы были счастливые, влюбленные и планировали, как встретимся в конце недели и пойдем в театр Шекспира "Глобус".

Иван отошел к барной стойке и... и больше я его не видела. Минуло пять минут, десять, я все сидела. Подъехало такси, традиционный лондонский каб, я в таком никогда не ездила и еще 10 минут назад предвкушала поездку. Представляете, что это все значило для 22-летней - только исполнилось двадцать два - девочки из сибирского города? Ночной центр Лондона, ты едешь в кабе с мужчиной твоей мечты и, что уж говорить, целуешься на заднем сидении под отблески фонарей Тауэрского моста.

Это было в мечтах десять минут назад, а теперь я вдруг сижу одна в чужой стране, от 300 фунтов осталось 80, до зарплаты неделя, ровно через неделю надо вновь платить за жилье

А вдруг он убежал? Вдруг я сдурела от влюбленности и не распознала мошенника? Бывает же и с куда более опытными дамами... В общем, сидела я и не знала, что делать. Подойти к стойке и спросить, расплатились ли за ужин? А если меня заставят платить? Мне и моих 80 фунтов не хватит. Встать и уйти? Вдруг меня обвинят в мошенничестве и вышлют из страны, продержав предварительно в тюрьме? Я паниковала... Сидела и уже почти расплакалась, как вдруг подсели ко мне два красавца в костюмах. Представились офицерами, один показал свое ID. Я не шучу - показал. Что это за служба, я не очень разглядела, но предположила, что это Mi5 - внутренняя разведка, контрразведка. Они сказали, что спутник мой был ими задержан, так как он является - тут я уже забыла - то ли племянником Радована Караджича, то ли другим его каким близким. Я только хлопала в ответ глазами. Кстати, они сразу пояснили, что счет Иван оплатить успел. Они проконтролировали.

Мужчины спросили, кто я, кем прихожусь этому человеку. Мой честный рассказ о том, что он несколько раз заходил к нам в ресторан и это наше первое свидание, их вполне удовлетворил. Они спросили мое имя и телефон. Я также рассказала, что Иван подарил мне интересную подвеску на цепочке - они попросили убрать ее в пакет и пока не стирать отпечатки пальцев. И все! Честное слово - все!

Впрочем, нет, еще спросили, не планирую ли я уехать из города, и предупредили, что могут мне позвонить, если мои показания понадобятся. Снаружи ждало такси. Я попросила его отпустить - у меня нет денег оплачивать. Товарищи в костюмах вежливо поинтересовались, смогу ли я сама добраться или меня нужно довезти до дома: кавалера моего они, вроде как, забрали...

Я отказалась. Не хотела испытывать судьбу. Две недели в стране - и уже едешь в машине с агентами Mi5

Что было дальше? А ничего. Они пожелали доброй ночи и ушли. И больше я их никогда не видела и не слышала. Они мне не звонили. Про Ивана я никогда нигде впредь никакой информации не встречала, даже намека, хотя пыталась искать, бывала в Сербии, приятельствовала с парой сербов, которые ориентировались в новостях. Но нет, и они не слышали. И никто не слышал, чтобы у Караджича был племянник полевой командир.

Позже я оказалась в Белграде, когда судили Караджича. Если верно помню, то - в первый день процесса над ним. Я была в числе множества сербов, собравшихся у здания парламента. Там даже попытались устроить политическую акцию, но все были быстро разогнаны. Я запомнила выражение лиц всех тех людей - недоумение. Одно сплошное недоумение. Не ненависть, не злость, не досада...

А еще я была в исламском районе Лондона, на воскресном рынке на Brick Lane, когда казнили Хуссейна. Это был район беженцев из Ирака и Ирана: торговцы овощами, тряпьем и краденым. Они слушали по радио и даже смотрели на маленьких телевизорах сообщение о казни. Это был какой-то исламский большой праздник. Я помню глаза этих людей - полные недоумения. Вновь - только оно и больше ничего.

Ах, да! Мать того Ивана умерла в эмиграции от запущенной меланомы, он успел мне об этом рассказать. В конце 90-х она повредила на лице подозрительную родинку, но не стала удалять: решила "понаблюдать", к тому же, знаний тогда медицинских было мало. Наблюдала, наблюдала, а потом пришлось бежать от натовских бомбежек. Пока скитались, пока попали в Англию, уже пошли метастазы и стало поздно. Этот рассказ стал для меня уроком, я всегда проверяю все свои родинки, а когда одну нечаянно расцарапала, то, вспоминая того Ивана, пошла и удалила ее иссечением в онкоцентре, сделала гистологию и живу спокойно. Я даже выкладывала медицинские документы, чтобы мотивировать других людей грамотно поступать в такой ситуации. Можете считать, что это урок, опосредованно усвоенный от НАТО.

Направление на операцию по удалению родинки
Направление на операцию по удалению родинки