Найти тему
СПбГЭУ

Об инновациях и профессиях будущего

Современный мир невозможно представить без инноваций во всех сферах. Можно ли научиться новаторскому мышлению и какую профессию получить, чтобы оставаться востребованным специалистом в будущем, мы спросили у исполняющего обязанности декана факультета информатики и прикладной математики Дмитрия Юдина.

Расскажите, какое образование вы получили и как складывался ваш карьерный путь?

Я родился в крупном промышленном центре Ура­ла. Тогда еще не существовало ЕГЭ, позволяющего поступать в столичные вузы из дома. Моя поездка в Санкт-Петербург, нашу культурную столицу, была по тем временам сложным, ресурсоемким и рискованным совместным решением всей семьи. Учился я в нашем университете сначала на экономической специально­сти, потом продолжил обучение в аспирантуре. После окончания аспирантуры остался работать в вузе.

Современная парадигма постиндустриального мира утверждает, что учиться каждый из нас должен всю жизнь – так быстро меняется экономика, политика, мир в целом. Сейчас я решил расширить свои знания в сфере IT, цифровых технологий. Я всегда любил узнавать новое, поэтому с большим удовольствием и интересом обучаюсь на программе «Инженер-программист».

Что касается карьерного пути, то вся моя трудовая деятельность связана с нашим университетом. Как преподаватель я прошел путь до доцента, а сейчас ис­полняю обязанности декана факультета информатики и прикладной математики.

Сложно ли исполнять обязанности декана?

Декан факультета – должность, как и многие в образо­вании, выборная. Специальной программы подготов­ки деканов нет, однако я достаточно давно исполнял функции заместителя декана, поэтому все процессы, зоны ответственности и технология работы деканата и декана мне знакомы.

Главное, это слушать и слышать потребности, пробле­мы и трудности, возникающие у обучающихся, препо­давателей, всех работников вуза. Сейчас проходит пе­риод знакомства с кафедрами, студентами факультета, мы с командой заместителей и специалистов делаем все возможное для поступательного развития факульте­та, для решения всех «болевых» точек.

Сфера образования трансформируется, происходят необходимые инновационные изменения, что стало особенно заметно в период пандемии.

Какие инновации в сфере образования вы встречали?

Самым наглядным примером является вызванный пандемией рост использования программного обеспе­чения и IT-инструментов для осуществления образо­вательного процесса в дистанционном формате.

Два года назад такой ход событий представлялся с трудом, однако реальность изменила все сферы нашей жизни, в том числе образование.

Одна из областей ваших научных интересов – иннова­ционный менеджмент. Что именно вас привлекает в этой области, и как возник интерес?

Социально-экономические тренды активно сменяют­ся в нашей стране в последние годы. Одним из подоб­ных трендов в 2010-х годах как раз были инновации и весь спектр сопутствующих атрибутов. Инновации ста­ли неотъемлемой частью очередного технологического уклада, который в тот момент переживала отечествен­ная экономика. Меня же, с исследовательской точки зрения, заинтересовал процесс коммерциализации инноваций, особенно посредством активно разви­вавшихся институтов, таких как бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия и др. Именно этому направлению и были посвящены мои научные труды в период написания диссертацион­ного исследования.

Что касается более предметного и точечного интереса, то, познакомив­шись с рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям «Руководство Осло», особый интерес вызывали «процессные» инновации, процесс их диффузии во внешней среде.

Что такое инновационное мышле­ние в вашем понимании? Можно ли ему научиться?

Новаторское мышление, безуслов­но, один из самых важных драйверов технического прогресса. Определен­ные новые технологии подсказыва­ются самим ходом истории, време­нем, но большая часть, особенно технологических инноваций, явля­ется производной от полученных те­оретических знаний, применяемых на практике.

Именно процесс применимости зна­ний, практикоориентированность и является тем секретным «ингреди­ентом» для создания чего-то нового. Современные тенденции, которые мы видим в системе высшего образо­вания и на примере нашего универ­ситета, в частности, напрямую ука­зывают, что развить способность к нестандартному, новаторскому взгля­ду можно, главное – использовать весь спектр возможностей, включая участие в реализации проектов от представителей реального сектора. Апробация получаемых знаний в рамках взаимодействия с партнера­ми и работодателями необходима для формирования инновационного мышления у студентов.

В каких отраслях инновации при­сутствуют в большей степени?

Инновации присутствуют в той или иной мере практически во всех сферах национальной экономики, о чем также свидетельствует офи­циальная статистика, между тем высокотехнологические отрасли, лидирующие по уровню наукоемко­сти, индексу высоких технологий и инновационному индексу, занимают лидирующие позиции в этом списке.

Где сегодня востребованы менед­жеры по инновациям? Преимуще­ственно в крупных компаниях или они доступны мелкому и среднему бизнесу?

Несколько лет назад менеджеры по инновациям ассоциировались толь­ко с технологическими компаниями, однако ситуация с пандемией, го­сударственные программы, направ­ленные на создание инновационной экономики, стали хорошим толчком для новаторов. Сейчас профессио­налы, которые хорошо разбираются в современных инновационных трендах, могут не только найти новую, полезную для бизнеса идею, но и успешно реализовать ее, нужны почти всем.

Если посмотреть на современные hr-тренды и, например, на рейтинг «100 профессий будущего» от РБК, то становится очевидным, что на смену традиционным профессиям посте­пенно приходит модель управленца абсолютно новой формации, с теми же базовыми знаниями и основами, но с инновационным инструмента­рием, обладающего практическими навыками, своего рода трендвотчер – профессионал, который в курсе всех современных трендов, обладающий навыками и умениями для работы в любых компаниях вне зависимости от их размера.

По мнению аналитиков СБЕРа, к числу будущих перспективных профессий относятся: архитектор мультиоблачных решений, нейро­информатик, инженер виртуальной / дополненной реальности, специ­алист по кибербезопасности облач­ных сред и др.

Как вы думаете, IT-специалисты, программисты – это априори буду­щие инноваторы?

В начале двадцатого века эконо­мист Йозеф Шумпетер определил инновации как «использование существующих источников новыми способами». За век многие сферы жизни изменились до неузнавае­мости, однако, если перенести эти слова на современные технологиче­ские отрасли, то все IT-специалисты в той или иной степени инноваторы, потому что один и тот же код всегда можно написать несколькими разны­ми, новыми способами.

Сфера IT – благодатная почва для расцвета молодых профессионалов, обладающих навыками инновацион­ного мышления.

Какими вы видите профессии бу­дущего на стыке IT и менеджмента?

Цифровая трансформация, о которой сейчас все говорят, одна из самых актуальных тем в бизнес среде. И это касается не только менеджмента, но и других сфер: эко­номика, таможенное дело, юриспру­денция... В современных условиях, когда обладание цифровыми компетенциями становится обязательным для специалистов всех сфер дея­тельности, большинство профессий будущего начнут реализовываться на стыке с IT.

Если говорить о развитии факульте­та, то перед нами стоят важные зада­чи: расширение пула бакалаврских/ магистерских программ, реализуе­мых под патронажем технологиче­ских партнеров, разнообразие форм участия работодателей и партнеров в учебном процессе, стимулирование научной деятельности факультета и многие другие. ­

Подготовила Мария Шипилова