Современный мир невозможно представить без инноваций во всех сферах. Можно ли научиться новаторскому мышлению и какую профессию получить, чтобы оставаться востребованным специалистом в будущем, мы спросили у исполняющего обязанности декана факультета информатики и прикладной математики Дмитрия Юдина.
Расскажите, какое образование вы получили и как складывался ваш карьерный путь?
Я родился в крупном промышленном центре Урала. Тогда еще не существовало ЕГЭ, позволяющего поступать в столичные вузы из дома. Моя поездка в Санкт-Петербург, нашу культурную столицу, была по тем временам сложным, ресурсоемким и рискованным совместным решением всей семьи. Учился я в нашем университете сначала на экономической специальности, потом продолжил обучение в аспирантуре. После окончания аспирантуры остался работать в вузе.
Современная парадигма постиндустриального мира утверждает, что учиться каждый из нас должен всю жизнь – так быстро меняется экономика, политика, мир в целом. Сейчас я решил расширить свои знания в сфере IT, цифровых технологий. Я всегда любил узнавать новое, поэтому с большим удовольствием и интересом обучаюсь на программе «Инженер-программист».
Что касается карьерного пути, то вся моя трудовая деятельность связана с нашим университетом. Как преподаватель я прошел путь до доцента, а сейчас исполняю обязанности декана факультета информатики и прикладной математики.
Сложно ли исполнять обязанности декана?
Декан факультета – должность, как и многие в образовании, выборная. Специальной программы подготовки деканов нет, однако я достаточно давно исполнял функции заместителя декана, поэтому все процессы, зоны ответственности и технология работы деканата и декана мне знакомы.
Главное, это слушать и слышать потребности, проблемы и трудности, возникающие у обучающихся, преподавателей, всех работников вуза. Сейчас проходит период знакомства с кафедрами, студентами факультета, мы с командой заместителей и специалистов делаем все возможное для поступательного развития факультета, для решения всех «болевых» точек.
Сфера образования трансформируется, происходят необходимые инновационные изменения, что стало особенно заметно в период пандемии.
Какие инновации в сфере образования вы встречали?
Самым наглядным примером является вызванный пандемией рост использования программного обеспечения и IT-инструментов для осуществления образовательного процесса в дистанционном формате.
Два года назад такой ход событий представлялся с трудом, однако реальность изменила все сферы нашей жизни, в том числе образование.
Одна из областей ваших научных интересов – инновационный менеджмент. Что именно вас привлекает в этой области, и как возник интерес?
Социально-экономические тренды активно сменяются в нашей стране в последние годы. Одним из подобных трендов в 2010-х годах как раз были инновации и весь спектр сопутствующих атрибутов. Инновации стали неотъемлемой частью очередного технологического уклада, который в тот момент переживала отечественная экономика. Меня же, с исследовательской точки зрения, заинтересовал процесс коммерциализации инноваций, особенно посредством активно развивавшихся институтов, таких как бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия и др. Именно этому направлению и были посвящены мои научные труды в период написания диссертационного исследования.
Что касается более предметного и точечного интереса, то, познакомившись с рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям «Руководство Осло», особый интерес вызывали «процессные» инновации, процесс их диффузии во внешней среде.
Что такое инновационное мышление в вашем понимании? Можно ли ему научиться?
Новаторское мышление, безусловно, один из самых важных драйверов технического прогресса. Определенные новые технологии подсказываются самим ходом истории, временем, но большая часть, особенно технологических инноваций, является производной от полученных теоретических знаний, применяемых на практике.
Именно процесс применимости знаний, практикоориентированность и является тем секретным «ингредиентом» для создания чего-то нового. Современные тенденции, которые мы видим в системе высшего образования и на примере нашего университета, в частности, напрямую указывают, что развить способность к нестандартному, новаторскому взгляду можно, главное – использовать весь спектр возможностей, включая участие в реализации проектов от представителей реального сектора. Апробация получаемых знаний в рамках взаимодействия с партнерами и работодателями необходима для формирования инновационного мышления у студентов.
В каких отраслях инновации присутствуют в большей степени?
Инновации присутствуют в той или иной мере практически во всех сферах национальной экономики, о чем также свидетельствует официальная статистика, между тем высокотехнологические отрасли, лидирующие по уровню наукоемкости, индексу высоких технологий и инновационному индексу, занимают лидирующие позиции в этом списке.
Где сегодня востребованы менеджеры по инновациям? Преимущественно в крупных компаниях или они доступны мелкому и среднему бизнесу?
Несколько лет назад менеджеры по инновациям ассоциировались только с технологическими компаниями, однако ситуация с пандемией, государственные программы, направленные на создание инновационной экономики, стали хорошим толчком для новаторов. Сейчас профессионалы, которые хорошо разбираются в современных инновационных трендах, могут не только найти новую, полезную для бизнеса идею, но и успешно реализовать ее, нужны почти всем.
Если посмотреть на современные hr-тренды и, например, на рейтинг «100 профессий будущего» от РБК, то становится очевидным, что на смену традиционным профессиям постепенно приходит модель управленца абсолютно новой формации, с теми же базовыми знаниями и основами, но с инновационным инструментарием, обладающего практическими навыками, своего рода трендвотчер – профессионал, который в курсе всех современных трендов, обладающий навыками и умениями для работы в любых компаниях вне зависимости от их размера.
По мнению аналитиков СБЕРа, к числу будущих перспективных профессий относятся: архитектор мультиоблачных решений, нейроинформатик, инженер виртуальной / дополненной реальности, специалист по кибербезопасности облачных сред и др.
Как вы думаете, IT-специалисты, программисты – это априори будущие инноваторы?
В начале двадцатого века экономист Йозеф Шумпетер определил инновации как «использование существующих источников новыми способами». За век многие сферы жизни изменились до неузнаваемости, однако, если перенести эти слова на современные технологические отрасли, то все IT-специалисты в той или иной степени инноваторы, потому что один и тот же код всегда можно написать несколькими разными, новыми способами.
Сфера IT – благодатная почва для расцвета молодых профессионалов, обладающих навыками инновационного мышления.
Какими вы видите профессии будущего на стыке IT и менеджмента?
Цифровая трансформация, о которой сейчас все говорят, одна из самых актуальных тем в бизнес среде. И это касается не только менеджмента, но и других сфер: экономика, таможенное дело, юриспруденция... В современных условиях, когда обладание цифровыми компетенциями становится обязательным для специалистов всех сфер деятельности, большинство профессий будущего начнут реализовываться на стыке с IT.
Если говорить о развитии факультета, то перед нами стоят важные задачи: расширение пула бакалаврских/ магистерских программ, реализуемых под патронажем технологических партнеров, разнообразие форм участия работодателей и партнеров в учебном процессе, стимулирование научной деятельности факультета и многие другие.
Подготовила Мария Шипилова