Найти в Дзене
Бард-Дзен

О концерте, о контексте, о компромиссе и немного о счастье

Вот пишу сейчас этот текст, и грустно понимаю, что вообще-то его нужно не в таком виде вам предлагать. В идеале-то нужно записать либо подкаст, либо программу для Бард-радио. Нужно что-то звучащее, живое – голос, эмоцию, искреннее восхищение потрясающей работой педагогов, мастеров, самих ребят. Возможно, я чуть позже так и сделаю. Даже наверняка так и сделаю. А сегодня очень хочется поговорить о прошедшем концерте прямо по горячим следам.

Нет же никакого формата для наших концертов. Каждый из 18-ти фестивальных центров сам решает как, в каком виде, с какой информацией к своему зрителю обратиться. Кто-то предваряет концерт красивым фильмом о городе, например. Я не очень понимаю, как трудовая или научная слава городов сочетается с песней, но не возражаю. И даже смотрю с любопытством. Даже фильм о городе, в котором не раз и не два бывал. Нормально. Приветственные слова от администраций городов – тоже нормально, хотя, если бы они спели или стихи почитали хорошие, было бы круче. Ведение концертов, представление номеров и рассказы об исполнителях и клубах – и это тоже полезно и местами интересно. Любой способ подать свой концерт заслуживает уважения – это большой труд. Вот и я немного расскажу, почему мы так сделали свой концерт – две минуты на представление тех, кто работал, и дальше нон-стопом только песни. Это, упаси Бог, не критика ни в чей адрес и даже не совет делать так. Это небольшой разговор о наших резонах и основаниях. А еще о том, что я на самом деле люблю и ценю в нашей песне, и в наших фестивалях. И чуть-чуть о счастье.

Конечно, для организатора любой фестиваль – это еще и работа. Знакомства, переговоры, графики концертов, какие-то концептуальные споры и т.д. Раньше бывало – возвращаешься, например, с Грушинки, в блокнотик заглядываешь, и понимаешь, что у тебя уже весь год расписан. Это очень важно, полезно и практично. Бывает целый день на такие полезности уходит. Действительно полезно. Но радует совсем другое. И не каждый раз. И не на всяком фестивале. Это другое сродни чуду, и случается не часто. Поэтому и помнится едва не всю жизнь. Я имею в виду не просто посиделки с гитарами у костра или аккумуляторной лампы, я имею в виду совершенно необъяснимое общее чувство, когда никто не договаривается ни о чем, но каждая следующая песня возникает сама, с самой неожиданной стороны. Кстати, у меня в памяти есть несколько таких вечеров, когда и песен-то не было, а все почему-то вдруг стали читать стихи. Но с песнями это все же происходит чаще, конечно. И в такие моменты понимаешь, что «наполним музыкой сердца» - это не поэтический образ даже, а простое физическое ощущение. И «душа с душою говорит» - тоже никакое не преувеличение или метафора, а просто точное обозначение происходящего.

Вот мы и решили… Ну, МЫ – не совсем верно. Сценарием гала-концерта занималась руководитель нашего фестивального центра Наталья Ончукова. Между прочим, лауреат Грушинского еще конца 80-х, но я эту идею тоже поддержал и даже принял некоторое участие в верстке программы. И вот в этом месте придется соскочить с этакого лирического повествования, на сугубо деловой.

Я же не зря назвал редкие случаи стихийного возникновения на фестивальных полянах таких песенных бесед, когда «душа с душою говорит» чудом. Когда люди не договариваются ни о чем, контекст песенной беседы удерживается какими-то нерациональными силами мироздания, а вот выставить программу, в которой может хотя бы частично возникнуть такой чудесный эффект – это не к мирозданию уже, а к знаниям и пониманиям. У нас с Натальей не только общий дом и общие дети, у нас и образования схожие – режиссерские у обоих. Правда, предпочтения настолько разные, что мы много лет назад еще договорились вместе над одним творческим проектом не работать, зачем нам семейные ссоры. Но вот теория, терминология, понимание взаимосвязей разных элементов общего – это есть. И, конечно, собрать программу так, чтобы она звучала как одно произведение даже при условиях, большой разницы возрастов и степени подготовки участников не так уж и сложно, когда все это понимаешь. И тогда даже такие контрастные песни, как «Наполним музыкой сердца» Визбора и «Укроти крота» Гольдина вполне органично могут смотреться и восприниматься рядом.

В такой верстке главным оказывается даже не содержание песен, а атмосфера и темпоритм, то есть соотношение внешнего проявления, к которому относится и содержание и внутреннего напряжения исполнения. Кроме того, важно видеть и выстраивать баланс противоречий в сочетаниях номеров. Именно это позволяет донести до зрителя некий не вербальный мессидж всей программы.

Понимаю, звучит это довольно сложно, и даже, возможно, вовсе не понятно. Но ведь и понимание внутреннего содержания концерта – это не главное. Я не сторонник рассуждений на тему, будто авторская песня требует не умений, а исключительно «сердца и души». Моя специальность предполагает как раз умение и даже навыки осмысленной работы с этими «органами» в творчестве, но в нашем случае мы действительно напрямую обращаемся и к вашим сердцам и вашим душам. Осмысление – это отложенный процесс, а вот ощущение сиюминутное, в реальном времени. А осмысление, как послевкусие, по нашему замыслу должно приходить постепенно и со временем.

Однако, кое-какие прямо готовые мысли, конечно же должны возникать и по ходу просмотра, иначе и внимание тоже будет ослабевать. Поэтому и возникают в программе номера вроде следующего. И в очень точных местах. Именно они удерживают единый контекст песенного повествования.

Ну и хватит чистой теории на сегодня. Все это – не предмет простой статьи. О каждой из названных мной позиций нужно или говорить в отдельном тексте, или даже сразу проводить мастер-классы для желающих. А вот то, что сразу и безусловно понятно для всех организаторов концертов во всех 18-ти фестивальных центрах. Это – компромиссы. Вынужденные. Я представляю, как звучал бы наш концерт, если бы мы переставили бы из второй его части 4 номера в первую и закончили бы программу на песне «Мечта» в исполнении студенческого вокального коллектива из ПГНИУ МайНа. Это бы тогда вообще смотрелось бы на одном дыхании, и никто бы даже не понял, как пролетело время. Все бы выглядело сделанным в едином стиле и едином замысле. Но, увы, на сегодня это практически не возможно.

Мы получили заявки из Питера, Новокузнецка, Барнаула, Сыктывкара, из Челябинской области. И, конечно же, возможности привезти исполнителей к себе и записать так, чтобы их номера не разрушали общую картину концерта мы не можем. Если бы мы работали только на создание супер-пупер гала-концерта, мы бы должны были бы просто не ставить эти песни. Но там есть несколько потрясающих по качеству исполнения номеров, и не отобрать их просто невозможно. Даже при том, что качество видеозаписи аховое, и оно резко контрастирует со всем концертом.

Ну как, скажите, не брать в концерт этого замечательного питерского исполнителя! Он же только выглядит маленьким мальчишкой, а по сути – это вполне уже понимающий, сложившийся исполнитель со своей манерой, с прекрасно отобранным материалом и очень точным решением песни. Вот и приходится идти на досадные компромиссы, позволять слабой картинке ломать общую атмосферу, терять внимание зрителей и допускать прочие досадные неприятные вещи.

И на сегодня не понятно, как же подобные компромиссы решать. Я предлагал записывать хотя бы заявочные номера в зуме. Тоже не ахти какое решение, да и не все умеют качественно отстроить в зуме и звук и картинку, хотя это в принципе возможно. Это какой-то выход, конечно, но тоже весьма компромиссный.

Для себя, ну и для вас, конечно, я принял совсем простое решение – все номера нашего концерта будут коротенько, но с любовью отрецензированы и опубликованы здесь по отдельности. Это, конечно, не даст того эффекта, который дает цельный и правильно сделанный концерт, зато вы, дорогие мои подписчики не пропустите ничего и никого.

Нынешний год показал, что у нас просто потрясающе талантливые детки, да и молодежь тоже на высоте. Я вот в заголовке пообещал, что статье пару слов скажу и о счастье – так вот оно счастье. Что же может быть дороже-то, в конце концов!