Этот отчет из трех частей. Сейчас Вы читаете вторую.
Первая часть здесь, третья часть - здесь.
Напомню, что в прошлый раз мы подробно прошлись по той части экспозиции музея, которая охватывает деятельность Ирбитского мотоциклетного завода (далее — ИМЗ) в годы Великой Отечественной войны. Давайте же проследуем дальше и посмотрим, чем занимался завод в послевоенное время.
Эксплуатация мотоцикла М-72 выявила ряд недостатков конструкции, которые были устранены в модели М-72М. Эта машина выпускалась с 1956 по 1960 год и стала первым мотоциклом ИМЗ для народного хозяйства. Распредвал получил более долговечный шариковый передний подшипник вместо втулки, раму усилили, установили торсионную подвеску колеса коляски, новый редуктор главной передачи, тормозные барабаны со штампованным кружевным венцом под спицы, добавили хрома в экстерьер. Переднее крыло приподняли, чтобы колесо не блокировалось липкой грязью.
Далее стоит самый красивый на мой взгляд мотоцикл ИМЗ — М52. Один из редчайших советских мотоциклов, выпускался с 1954 по 1961 годы. Всего выпущено 658 машин. Неудивительно, что экземпляру, который стоит в музее, присвоен статус памятника науки и техники I категории, национального достояния России.
Главная особоенность М52 — 500 кубовый верхнеклапанный двигатель мощностью 25 л.с.
Обратите внимание — музейный экземпляр из раннего выпуска, имеет цилиндры, отлитые из алюминиевого сплава, с общим туннелем для штанг толкателей как у Zundapp КS750. Выглядит очень стильно и законченно. Далее завод стал комплектовать двигатели цилиндрами со стальными трубками штанг толкателей (как на "Уралах"), что, конечно, проще в производстве, но не так кошерно.
Мотоцикл укомплектован шикарной немецкой коляской Steib. Она легче, чем люлька от М-72, что позволяет компенсировать более низкий крутящий момент двигателя М-52 (3,25 кгм) по сравнению с М-72М (4 кгм).
Руль стал оригинальным, получил электрический переключатель света и ручку газа катушечного типа. Мотоцикл шел с литыми тормозными барабанами из алюминиевого сплава, новой передней вилкой с выносом оси и пружинами, расположенными внутри перьев.
Однако поллитровая кубатура в СССР отчего-то не прижилась, и М-52 был вытеснен моделью М-61. Возможно, это связано с тем, что М-61 мог увезти больше груза, имел большую унификацию с М-72М и по сути отличался от последнего только верхнеклапанным двигателем объемом 750 кубиков.
В музее М-61 обнаружить не удалось, зато представлен М-62, выпускавшийся с 1961 по 1965 годы и первым получивший собственное имя "Урал", которое перешло по наследству и более поздним моделям ИМЗ. От М-61 мотоцикл отличается автоматическим корректором угла опережения зажигания, новым распределительным валом, унифицированной с киевской коробкой передач с зубчатыми муфтами включения, увеличенными ходами подвесок.
Далее представлен И7-Д брутального первобытного вида. Экспериментальная армейская модель имеет привод на колесо коляски, демультипликатор, глушители оригинальной конструкции. Выглядит отлично, но информации в сети по нему нормальной не нашел. Может, кто из читателей может рассказать про эту машину?
Одной из самых массовых моделей завода стал ИМЗ 8.103.10 с двигателем 650 кубиков, который выпускался с незначительными изменениями с 1970-х до конца девяностых годов. Мотоцикл получил заднюю передачу, улучшенные карбюраторы К-63У и жестоко конкурировал с киевским "Днiпро".
Вечный спор владельцев ирбитской и киевской техники сегодня решается просто — двигатель лучше у "Урала", а коробка — у "Днепра". Хотя адепты японской техники тут же скажут, что и то и то — г*вно.
В музее стоит ИМЗ 8.103.40 "Турист", который отличается от ИМЗ 8.103.10 сплошным сиденьем, маятниковой подвеской переднего колеса, да некоторыми мелочами по экстерьеру. Представленный экземпляр уникальный — это трехмиллионный мотоцикл, выпущенный 26 октября 1993 года. Только сидушки почему-то раздельные, и бак старый круглый вместо модного квадратного.
Нужно сказать, что именно в период выпуска ИМЗ 8.103 завод вышел на максимальные объемы, в год собирая по 120 тысяч мотоциклов. В погоне за количеством в жертву принесли качество и техническую новизну.
Пользуясь таможенными ограничениями на ввоз импортной техники, завод гнал на внутренний рынок откровенный брак — и так купят. Совсем никудышным качество стало на закате Союза. Работники рассказывали, что на экспортные машины, например, для Англии, ставили только те детали, которые прошли ОТК без замечаний. Все остальные, включая явную некондицию, шли на внутренний конвейер. Когда кривые коленвалы и сыромятные шестерни вконец задрали, мой дед в середине 80-х лично поехал на электричке в Ирбит, прихватив раму от своего "Урала" чтобы с работавшим на заводе родственником собрать мотоцикл из иногда встречающихся нормальных запчастей. Столь радикальные меры принесли результат — на этом мотике он ездил без поломок до самой продажи.
Время, конечно, не щадит никого. Даже резинку на баке трехмиллионного мотоцикла.
Это, кстати, тоже косвенно говорит о качестве РТИ — на других мотоциклах в музее, даже более старых, подобных проблем не замечено.
Несмотря на то, что периодически на завод поступала импортная техника для изучения конструкции, многие экспериментальные модели ИМЗ я бы перспективными не назвал. Да, они очень интересные (возьмите хотя бы М-64 с полуразгруженной рамой), но даже взглядом неспециалиста видно, что им до конвейера как до луны. Если бы такие прототипы создавались в НИИ в рамках тех или иных ОКР с целью апробации нового технического решения, я бы понял. Но зачем на это тратит силы и средства завод? Вместо разработки (или хотя бы копирования иностранной) серийной техники?
Взять, к примеру, модель М-65.
Зачем делать из мотоцикла мотороллер? Ну, в 1966 году это было модно. Плюс вау-эффект позволит успешно отчитаться за потраченные деньги перед товарищами из министерства.
Двигатель имеет мощность 30 л.с. при объеме в 650 кубиков, электростартер, гидравлический привод тормозов на заднее колесо и коляску, рычажную переднюю вилку.
Был сделан еще один вариант М-65 со сдвоенной передней фарой, облегченным 650-кубовый двигатель с нижним расположением распредвала, мощностью 28 л.с. Генератор имел привод от маховика.
Но М-65 — это еще куда ни шло, несмотря на спорный дизайн. В фондохранилище стоят еще два капотированных прототипа, панели которых изготовлены вручную и имеют абсолютно жуткую каплевидную форму. Там фоткать нельзя, но поверьте, долго смотреть на них без миксера для глаз невозможно.
Наиболее удачным и близким к серии был мотоцикл М-73 1980 года с двигателем увеличенного объема 750 куб. см и мощностью 45 л.с. с замкнутой вентиляцией картера и приводом механизма ГРМ двухрядной втулочной цепью, электростартером, гидравлическим приводом тормозов. Рама традиционная дуплексная, однодисковое сцепление, модернизированный карбюратор с цилиндрическим дросселем и забором воздуха из чистой зоны.
Коробка передач пятиступенчатая с задним ходом, трансмиссионным стояночным тормозом. Передняя вилка имеет увеличенное до 210 мм расстояние между перьями, опирается на установленные в рамке конические роликовые подшипники. Электрооборудование 12 вольтовое.
Однако, несмотря на все свои плюсы, машина сильно отличалась от предыдущих моделей. В связи с этим требовались значительные инвестиции в производство — фактически, строительство нового завода. Также армия не могла мириться с малой унификацией М-73 и киевской машины — все помнили, чем обернулось техническое различие БМВ и Цундапп для немцев. В итоге М-73 в серию так и не пошел.
По этому поводу в интернетах принято устраивать истерики — тупой совок загубил прекрасную модель. Скажите честно, вы правда считаете, что М-73 мог конкурировать с японской или немецкой техникой того времени? Да, он был лучше чем обычный 650 кубовый "Урал", но ему бы появиться лет на 10 раньше. Плюс М-73 был дороже предыдущего колясыча, а значит, менее доступен простому гражданину.
Да, не будем забывать, что спрос на мототехнику ИМЗ во многом был обусловлен ее дешевизной по сравнению с автомобилями, что достигалось огромными объемами выпуска. Даже если бы М-73 встал на конвейер, в 90-е годы он точно также оказался бы никому не нужен в связи с валом автохлама из-за бугра. Серия точно также упала бы, цена выросла — что мы, собственно, наблюдаем и сейчас, когда новые "Уралы" стоят примерно 700 тысяч рублей. Блин, да я свой УАЗик купил за 440! UPD: по состоянию на 24.03.2022 новые "Уралы" стоят уже 1,5 млн. рублей(
90-е завод встретил попытками хоть как-то продать свою продукцию. К сожалению, в силу вышеизложенных причин, гражданам "Уралы" оказались не нужны. Тогда ИМЗ сделал ряд версий для Вооруженных Сил и различных силовых структур. В сотрудничестве с московской фирмой "Гель" был сделан ИМЗ 8.123 для ГАИ.
А вот ИМЗ 8.123 "Цирк", сделанный по заказу Юрия Никулина для Цирка на цветном бульваре.
Слева от мотоцикла, кстати, стоит стенд, посвященный разработками ИМЗ в области микролитражных автомобилей.
В 1958 году с использованием мотоциклетных узлов был создан полноприводный автомобиль "Огонек", несколько эскизных макетов микроавтобусов и других самобеглых повозок. Но эта тема развития также не получила, а инвалидки стали выпускать в Серпухове и на ЗАЗе.
В углу стоят иностранные мотоциклы, которые тщательно изучались специалистами ИМЗ. Машин довольно много, еще пять или шесть БМВ и Ямаха стоят в фондохранилище.
Вот британский BSA Lightning с двухместной коляской Watsonian. Коляска настолько у*бищная, что даже как-то неловко. Если отстегнуть коляску и сжечь, то мотик можно было раскочегарить до 177 км/час.
Vincent HRD Rapid B. Очень быстрый и брутальный. Куплен торговым представительством СССР в 1947 году. Уникальный экспонат. Двигатель, правда, подкоцан — в процессе изучения конструкции случались и падения.
Не устали еще? Заключительная - и самая интересная, как по мне - часть будет уже очень скоро! Если материал понравился — смело ставьте лайки и подписывайтесь — так вы увидите продолжение первыми!
Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor
Rutube (много видео про УАЗик и путешествия): https://rutube.ru/channel/23968383/
Этот пост был ранее опубликован мною на Драйв2. Резервное копирование выполнено в связи с недружественными действиями Империи лжи и Империи ржи.
#уаз #авто #nature #russia #travel #путешествия #мото
#мотоцикл урал
#ирбит
#мотоциклетный музей ирбит