Как и обещал, настало время рассказать про интересные действующие предприятия на нашем Урале. В этот раз, наша команда отправилась в Челябинскую область, где посетила Коелгинский мраморный карьер — это крупнейшее месторождение белого мрамора в России.
Его разработку запустили в 1924 году. Сегодня месторождением владеет компания «Коелгамрамор» — это не только самая большая российская организация по добыче мрамора, на и одна из наиболее крупных в мире. Согласно открытым данным, здесь добывают 45% мрамора со всего Урала.
Мраморные блоки отсюда, идут на стройки не только внутри России, но и экспортируются во многие другие страны. Пусть «элитным» наш мрамор не считается, но в соотношение цена-качество ему нет равных.
Согласно оценкам, здешние запасы белого мрамора составляют 19 млн кубометров, а глубина залегания достигает 130 метров. Процесс разработки осуществляется с применением специальных машин для резки камня, за счёт чего в карьере сформировались ровные ступени.
Ежегодный объём добычи тут составляет от 45 до 50 тыс. кубометров мраморных блоков. Именно отсюда поставляли камень для облицовки таких известных строений, как здания Академии наук и Минобороны России, а также для Дома Правительства РФ и располагающегося на Поклонной горе мемориального комплекса.
Используется Коелгинский мрамор в том числе на некоторых станциях метрополитена в Москве, Петербурге, а также Екатеринбурге.
Местная горная порода также изготовлялась для облицовки самой крупной в Европе мечети Кул-Шариф, расположенной в Казани, уфимской мечети Ляля-Тюльпан, драмтеатров в Уфе и Челябинске, иконостаса в православном Храме-на-Крови в Екатеринбурге.
Но главным достижением коелгинского месторождения считается реализация заказа на поставку мраморного обрамления для храма Христа Спасителя в столице страны. Для него поставили по меньшей мере 37.000 мраморных деталей, а выполнение заказа подарило уральской компании всемирную известность.
На въезде в Коелгу со стороны Челябинска первым делом со стороны можно увидеть один из цехов предприятия «КоелгаМрамор», из здания которого высыпается мраморный песок, образуя сливающуюся со снегом белую гору.
Далее мы проезжаем по улице Мира, где расположена смотровая площадка для туристов. Оставив автомобиль, мы поднимаемся к ней наверх, и перед нашими глазами во всей своей красоте предстаёт мраморный карьер.
Если повезёт, отсюда можно увидеть, как распиливаются мраморные блоки, а после погружаются в самосвалы. Чуть поодаль от смотровой находится используемая для добычи мрамора техника. Сейчас она бездействует, поэтому у нас есть возможность подойти к ней поближе.
Дальше дорога идёт вниз, к центру мраморного карьера. И чем ниже, тем всё более впечатляющие виды открываются, которые ничуть не скромнее общего вида сверху.
Тут даже установлен знак автобусной остановки, куда, вероятно, подъезжает служебный автобус с работниками предприятия.
Особенное великолепие прибавляется карьеру благодаря огромным сосулькам, свисающим с высоких каменных блоков. Возможно, солнечный морозный день — самый лучший вариант, когда стоит сюда отправиться.
В самом центре месторождения ведутся работы по резке каменных блоков мрамора. На фотографиях можно увидеть алмазно-канатную и буровую камнерезную машину.
По объёму горной массы, подлежащей обработке — это месторождение признано крупнейшим во всём мире. А возможность добывать камень в течение всего года, независимо от жары или снега и без падения производственной мощности делает этот карьер поистине уникальным.
Солнце заходит, и настаёт пора возвращаться. А пока мы идём обратно, есть возможность ещё раз полюбоваться красотами мраморного карьера и его округой, но теперь уже на закате.
Спасибо за внимание! Надеюсь наше путешествие по индустриальному Уралу пришлось вам по душе!
Материал подготовлен Анастасия (Aranea_a) — для NordSkif & Co
Ещё материалы по теме: