Недавно увидела заметку, как родителям самим поставить звук Р. В кратком пересказе: попросить ребёнка поставить язык за зубы, сильно подуть на него. Получится Р. Если не получилось обратиться к логопеду.
Ставим 💓 и читаем дальше.
Звук Р самый трудный звук. Он требует очень точной, координированной работы мышц языка. По возрастным нормам звук Р появляется в 5,5 лет, а Рь в 6 лет. По некоторым источником до 7 лет можно ждать, если ребёнок не произносит, а не искажает или заменяет, звук Р. Но учитывая, ранее начало школьного образования и почти обязательную подготовку к школе, ждать так долго не имеет смысла. И все родители в первую очередь обращают внимание на звук Р, даже если и другие звуки не выговариваются.
И у взрослых самый частый случай - это нарушение звука Р. Ставили, ставили в детстве и не поставили. Такое тоже бывает.
Так что же не так с рекомендацией. В принципе, все так. Начинаем вызывать звук по подражания, если не получилось идём к логопеду. Если получилось - отлично.
Есть одно "но", если ребёнок не говорит, значит не может, язык ещё не готов. И настойчиво повторяя ребёнку, скажи Р - можно вызвать горловой звук. Мягким небом ребёнку сказать легче, чем языком, и мама очень хочет, чтобы получилось. И на слух ни ребёнок, ни родители эти звуки часто не различают. В итоге все довольны, кроме логопеда, которому долго и нудно приходится исправлять горловой звук Р.
Вспоминаю мальчика 3х лет с "хорошим" выговариванием Р горлом. Когда обратила внимание мамы на такое произношение, она ответила, бабушка так хотела, чтобы он Р говорил (в 3 года), и повторяла с ним РОЗА, РАКЕТА, РАБОТА и тд. акцентируя внимание ребенка на звук Р. И таких случаев тысячи.
Так что, дорогие родители, не торопитесь, вот здесь как раз и подходит фраза "всему свое время", а не когда ребёнок не говорит в 2,5 года. Р и Рь появляются в 5,5 и 6 лет соответственно, бывает и раньше.
Не ставьте ребёнку звуки сами. А если хотите ребёнку помочь - *говорите медленно, чётко, не глотайте слова и звуки, не сюсюкайте,
*замедляйте речь ребёнка, приучайте не спешить. *выполняйте с ребёнком несложные упражнения артикуляционной гимнастики.
*если вас что-то беспокоит обратитесь к логопеду