Найти в Дзене

Этюд Роберта Фалька «Строительство Дворца Советов»

На выставке из фондов Ярославского художественного музея заинтересовал этюд, принадлежащий кисти Р. Фалька. Тема показалась несколько неожиданной для столпа русского авангарда: «Строительство Дворца Советов. 1940 г».

Р.Р. Фальк. Этюд «Строительство Дворца Советов», 1940
Р.Р. Фальк. Этюд «Строительство Дворца Советов», 1940

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) вошел в историю как один из основоположников объединения «Бубновый валет». Его участники: М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн ставили себе целью «освобождение от оков косного академизма».

И все же не бунтарский нигилизм определил всемирную значимость их творчества. С большой силой выразилось в нем предчувствие эпохального излома, назревшего накануне Первой Мировой войны и великих революций.

Творческим манифестом «Бубнового валета» стала выставка, состоявшаяся в 1910-1911 гг. в Москве. Наряду с картинами Бурлюка, Лентулова, Кандинского видное место на ней занимали портреты и натюрморты Роберта Фалька.

А под № 184-187 в выставочном каталоге значились работы молодого французского художника П. Пикассо.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) https://www.unident.ru/files/15449/photo15454.jpg
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) https://www.unident.ru/files/15449/photo15454.jpg

«Бубновый валет» прекратил свою деятельность в 1917 году. Некоторые из художников уехали в эмиграцию, другие же пытались найти себя в рамках нового пролетарского искусства.

Так, Роберт Фальк в 1920-х гг. работал в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, возглавлял художественный факультет Высших художественно-технических мастерских, оформлял постановки Государственного еврейского театра.

В этот период он всерьёз увлекся живописью старых мастеров – Рембрандта, Тициана, Веласкеса. В 1928 году Фальк отправился в шестимесячную командировку во Францию «для изучения классического наследия». Однако вместо полугода провел в Париже почти 9 лет. И казалось бы, ему удалось добиться признания и благополучия.

Но с захватом фашистами власти в Германии над Европой навис призрак коричневой чумы. Фальк писал: «Наступило ощущение заката и катастрофы». Все чаще художник стал задумываться о возвращении в Россию.

Окончательно уговорить Фалька удалось Герою Советского Союза летчику-испытателю Андрею Борисовичу Юмашеву (1902-1988). Они познакомились в 1937 году на приеме в честь пилотов-полярников в советском посольстве в Париже.

Юмашев, сам будучи одаренным художником-любителем, впоследствии вспоминал: «Он был замечательный педагог. Он не учил, а как-то незаметно наводил на то, что и как надо видеть. Он любовался всем, что его окружало. И умел передать это своему собеседнику».

Летчик-испытатель Андрей Борисович Юмашев (1902-1988)https://imageup.ru/img265/3168957/yumashev-andrejj-borisovich-1902-1988.jpg
Летчик-испытатель Андрей Борисович Юмашев (1902-1988)https://imageup.ru/img265/3168957/yumashev-andrejj-borisovich-1902-1988.jpg

Возвращение Фалька в Москву состоялось в конце 1937 года. Друг художника, актер Соломон Михоэлс, мрачно комментировал его приезд: «Нашел время возвращаться»!

Но Фальку удалось избежать репрессий. Стараниями того же Юмашева ему была предоставлена небольшая квартира со студией в бывшем доме Перцовой на Пречистенской набережной. Окна её выходили на грандиозную строительную площадку Дворца Советов.

Проект Дворца Советов. Из открытых источников
Проект Дворца Советов. Из открытых источников

Судя по всему, показанный этюд создавался на пленэре – вид на котлован открывается с точки, расположенной где-то рядом со станцией метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). Из окон дома Перцовой стройка выглядела бы иначе.

Панорама строительства Дворца Советов  https://pastvu.com/_p/a/b/8/e/b8e7c406a9d5c12e8d6d22c83a42d6f7.jpg
Панорама строительства Дворца Советов https://pastvu.com/_p/a/b/8/e/b8e7c406a9d5c12e8d6d22c83a42d6f7.jpg
Примерный ракурс этюда на современной карте Москвы. Красным кругом обозначен дом Перцовой
Примерный ракурс этюда на современной карте Москвы. Красным кругом обозначен дом Перцовой

На полотне художник изобразил огромные «деррик-краны» (мачтовые подъёмники), возвышающиеся над строительной площадкой. С их помощью производился монтаж каркаса здания. Металлические конструкции изготовлялись из легированной стали специальной марки «ДС».

Фрагмент этюда
Фрагмент этюда

Интересна запечатленная Фальком панорама Берсеневской набережной. Слева показано многоэтажное здание знаменитого «Дома на Набережной». На его фоне различаются древние палаты XVII в. думного дьяка Аверкия Кириллова с характерной входной аркой. Правее высятся трубы «трамвайной» ГЭС-2. Далее располагаются строения бывшей усадьбы «водочного короля» Смирнова.

Берсеневская набережная в Москве, архивное фото https://pastvu.com/_p/a/5/d/0/5d0rmkdsa6qfem7s09.jpg
Берсеневская набережная в Москве, архивное фото https://pastvu.com/_p/a/5/d/0/5d0rmkdsa6qfem7s09.jpg

Как следует из сопровождающей таблички, этюд выполнен для большой картины «Строительство Дворца Советов», заказанной Фальку по линии отдела искусства Наркомпроса. При оформлении подобных государственных заказов художникам выплачивалась предоплата, что являлось для них серьёзным подспорьем. Но наверняка увлекала Фалька и творческая сторона предстоящей работы, её масштабность.

Однако полотно не было завершено, поскольку в 1941 г. строительство Дворца Советов прекратилось. Стальные конструкции использовались для оборонных сооружений и противотанковых ежей.

Тем не менее, этюд из фондов Ярославского художественного музея представляет собой яркий пример авторской манеры Р.Р. Фалька. Ныне его картины являются одними самых востребованных среди наследия русского авангарда. На аукционах Christie's и Sotheby's их стоимость порой выражается в суммах со многими нулями

Фрагмент этюда
Фрагмент этюда