Сюгэ тойон (в переводе с якутского «господин топор» - бог грома в якутской мифологии. Относится к разряду айыы. Иногда его называют под третьим именем в триаде верховного творца. Один из немногих высших божеств, почитаемый всеми родоплеменными объединениями якутов.
Сюгэ тойон первоначально почитался как дух-хозяин грома, но впоследствии стал почитаться как божество, преследующее злых духов. Согласно легендам, гром является стуком копыт его коня, молния - его топор, которым он поражает нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, телят, жеребят.
Согласно представлениям якутов, под деревом, поражённым молнией, можно найти камень-амулет, дарующий счастье. Однако в жизни якутов этот бог не играл никакой роли. Единственный пережиток почитания Сюгэ тойона - использование лучинок из разбитого молнией дерева в обряде арчы.
* * *
Айыысыт - общее название богинь-покровительниц, дарителей детей и приплода домашних животных у якутов. В схожем смысле часто используется и имя Иэйиэхсит.
Айысыт входят в число верховных божеств айыы. Кроме того, так называют и отдельную верховную богиню в якутской мифологии. Она покровительствует деторождению и беременным женщинам. Айысыт — одна из богинь, в честь которых устраивался праздник кумыса.
Айысыт существует на восточном небе и спускается оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов.
Существует ещё:
- Джёсёгей тойон и Киенг Киели-Балы тойон - айыысыт размножения лошадей;
- Исэгэй айыысыт - айыысыт рогатого скота;
- Норулуйа – айыысыт собак и лисиц;
- Нэлбэй - покровительница рождения детей.
Айыысыт конного скота находится в стороне восхода зимнего солнца, а айыысыт рогатого скота - под землёй. Айыысыт человека находится в стороне восхода летнего солнца.
* * *
Иэйиэхсит — в якутской мифологии общее название богинь, покровительствующих людям и домашним животным. Входят в число верховных божеств айыы. Иэйиэхсит также используется как имя отдельной богини-посредницы между божествами и людьми. Для общего названия богинь, покровительствующим людям и домашним животным используется также имя Айыысыт.
Иэйиэхсит представляли как богато одетую женщину, иногда как кобылицу светлой масти. Спускается на землю в мае месяце. С её возвращением начинает зеленеть листва, начинается лето. Согласно мифологии, она переносит просьбы людей к богам и ответы божеств людям. Иэйиэхсит - покровительница наиболее счастливых людей, она заботится о них с самого рождения и охраняет их от злых духов. Не любит неопрятность и грязь.
* * *
Чысхаан мороз, леденящий кровь) - якутский дух холода, получеловек-полубык. Выглядит как старец с длинной бородой. Одет в синюю шубу, украшенную рисунком в виде северного сияния и шапку с высокими рогами, символизирующую воплощение Быка Зимы.
Имя якутского повелителя холода Чысхаана состоит из двух корней: «чыс» и «хаан». Где «чыс» - означает ужасный холод, а хаан - кровь, должность или чин. Перевести имя «Чысхаан» можно как «пронзительный холод со студёным ветром», что очень точно передаёт особенности зимних холодов в этом регионе.
По якутской легенде, мороз на землю насылает великий Бык Зимы — Чысхаан. Полюбил он однажды красавицу Чолбон Куо и умчался с ней высоко в бескрайнее небо. Затихла земля тогда в ожидании великого чуда - зарождения новой жизни и наступлении нового года. Но, как только пригрело солнце землю, отпал у Великого Быка рог, а затем и второй. Распался Чысхаан. И только студёный ветер, пролетая мимо, прошептал красавице Чолбон Куо: «До встречи, любимая, будущей зимой!». Превратилась тогда она в яркую утреннюю звезду, покровительницу влюблённых (называют её дева-звезда) и с тех пор ждёт его возвращения каждый год и каждый раз возвращается он к ней осенью.
Якуты представляют духа холода в виде полубыка неслучайно. Издавна в этих местах находят оледеневшие кости и бивни мамонтов. Раньше их принимали за рога огромного сказочного быка. А поскольку, находили их чаще весной, считалось, что быка убило тепло. И, значит, бык — символ холода.
По якутским преданиям, Бык появляется из Северного Ледовитого океана в середине октября, что означает наступление зимы в Якутии. Сначала у него отрастают рога, знаменуя похолодание. С потеплением они начинают отпадать. Отпал один рог – закончились серьёзные морозы. Когда отпадает и второй рог – жди прихода весны. С её наступлением бык полностью тает и возвращается в океан.
Однако эти приметы пересекаются с православным календарём. 14 октября, в Покров день, Бык выходит из океана и наступает зима. В первый Афанасьев день (31 января) у него притупляются рога, во второй Афанасьев день (12 февраля) ломается первый рог. 24 февраля ломается второй рог и холода отступают. Бык полностью тает и возвращается в океан 22 мая - в Николин день. Поэтому доселе нельзя утверждать, как на самом деле появилось данное поверье.