Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить своих подписчиков с оружием Древнего мира, особенностями его изготовления и применения. И сегодня поговорим о скифском клевце.
Сам клевец находится в частной коллекции - в Бугуруслане Оренбургской области (т.е. был найден черными копателями и продан "коллекционеру"). Поэтому атрибутировать его можно только по аналогии с другими похожими клевцами, которые были найдены археологами с соблюдением правил проведения раскопок.
Клевец посчастливилось увидеть, описать и изучить (с любезного разрешения нынешнего владельца) А. Балахванцеву. Результаты изучения были изложены в статье "Биметаллический клевец из Бугуруслана и проблема становления раннескифской культуры".
Описание и атрибуция
По словам того, кто нашел артефакт, клевец обнаружен в Бугурусланском районе Оренбургской области на левом берегу реки Малый Кинель, на распаханном поле между деревней Березняки и речкой Городецкая.
Клевец состоит из слегка изогнутого железного клинка с плоским обушком и округлым бойком, который ближе к концу приобретает ромбовидную в сечении форму, а также бронзовой конической втулки. Длина боевой части - 220 мм, длина втулки – 95 мм, ее диаметр в нижней части – от 24 до 31 мм. Верхняя часть втулки увенчана скульптурной головой хищной птицы. Еще одна такая птичья головка находится под бойком. У обеих бронзовых головок – мощный длинный загнутый клюв с отчетливо выделенной восковицей, большие круглые выпуклые глаза инкрустированы железом. В нижней части втулки расположено сквозное отверстие, предназначенное для прикрепления клевца к деревянной рукояти.
Как считают специалисты, клевцы такого типа появились у скифов от тагар и датируются промежутком от 8 века до н.э. до 6 века до н.э. В настоящее время известно не более полутора десятков клевцов такого типа, один из которых хранится в американском Метрополитен-музее. Исходя из того, что большинство находок происходит из региона между Камой и Уралом, специалисты предполагают, что и производились они где-то там.
Реконструкция технологии изготовления
Клевец был исследован на кафедре археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С помощью визуального осмотра и оптического микроскопа с увеличением от 10 до 500 раз изучалась техника его изготовления, а с помощью неразрушающего рентгенофлюоресцентного метода - химический состав меди. Результаты исследования были изложены Н. Ениосовой в специальном приложении к статье А. Балахванцева.
Как показало исследование, корпус топора был откован из железа, бронзовая втулка с фигурными изображениями прилита к железной части орудия. Высота втулки составляет 9,5 см, диаметр втулки овальной формы 3х2,4 см, толщина стенок 1 мм. Втулка, представляющая собой полое изображение хищной птицы с двумя головами, получена литьем по выплавляемой объемной восковой модели в оболочковую утрачиваемую форму. Восковая модель, толщина которой соответствовала толщине втулки, крепилась к готовой железной части клевца. Вероятно, модель состояла из двух частей: втулки, сформованной вокруг деревянной или глиняной усечено-конической болванки овального сечения с острыми боковыми гранями, и закрепленного на железном лезвии монолитного куска воска, из которого вырезаны птичьи головы. На них хорошо видны жесткие и прерывистые линии орнамента с отчетливыми следами резца. Вероятно, в формовочный воск добавляли песок или другое вещество для придания модели твердости. В обеих восковых птичьих головках были просверлены глазницы, а в полученные отверстия вставлены железные штыри.
Обе части модели вместе с деревянным или глиняным сердечником, железным корпусом клевца и железными штырями в глазницах соединялись вместе с помощью нагрева воска, поверхность полученной модели выравнивалась и заглаживалась. Из воска была изготовлена литниковая система, вероятнее всего, это была литниковая чаша, крепившаяся к макушке птичьей головки.
Следующий этап изготовления – формовка оболочки, при которой вся модель и литниковая система с помощью кисти и других приспособлений была покрыта жидкой мелкодисперсной суспензией, состоящей из разбавленной водой глины, мелкого песка, измельченного древесного угля или сажи. Смесь наносили слоями, просушивая каждый из них. Последний слой из плотной глины и песка был самым грубым и мощным: для массивной модели требовалась прочная оболочка. Форму сначала сушили на воздухе несколько часов, затем подвергали обжигу, в результате вытапливался воск.
Деревянный сердечник полой втулки, вероятно, оставался в форме и удерживался с помощью металлических или деревянных штырьков, крепившихся в отверстиях в нижней части втулки. Деревянная модель полностью или частично выжигалась в процессе заливки металла, поступавшего через литниковую чашу, ее остатки легко удалялись после извлечения отливки из формы.
Рентгенофлюоресцентный анализ позволяет заключить, что перед отливкой в тигле плавилась бронза с высоким содержанием олова (более 20 %). Следует отметить, что изделия из такой высокооловянистой бронзы характерны для Северного Кавказа.
К сожалению, археологическая патина на предмете не сохранилась - свежие царапины, повреждения и разнонаправленные следы зачистки позволяют говорить об удалении продуктов коррозии с помощью наждака, тонких напильников и других приспособлений.
#оружие #клевец #древний мир #скифы #историческое оружиеведение
О ятаганах скифов можно прочитать здесь.
О двуручных мечах сарматов можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!