Виртуальные кроссовки Gucci или реальные – что выбрать? Носить самому или одеть виртуального персонажа? Эти вопросы отнюдь не праздные, если учесть растущую популярность диджитал-моды. «Overtime.life» решил разобраться в новом тренде fashion-индустрии и ответить на главный вопрос, который наверняка мучает и вас, - мы точно хотим носить цифровые вещи?
«Легким движением руки брюки превращаются…»
Всё началось с переодевания вымышленных персонажей в компьютерных играх. Причем рынок, так называемых «скинов», по прогнозам аналитиков The Guardian, к концу 2022 года достигнет 36 миллиардов фунтов стерлингов. Это не удивительно, если учесть, что, например, игра «Fortnite», где уже более 250 миллионов пользователей, как раз дает возможность менять персонажам внешность.
Со «скинами» для игр, впрочем, как раз все понятно: геймеры действительно тратят миллионы на кастомизацию своих аватаров. Причем кроссовки Gucci или юбка Burberry еще не самый тяжелый люкс, который повидал мир Fortnite. Речь не о собакоголовом аватаре – с начала пандемии цифровую одежду начали примерять на себя вполне реальные покупатели. И тут остановимся подробнее…Возможно, увидим, как легким движением руки брюки превращаются…в пиксель. Да, это вам не «Бриллиантовая рука», а совсем иная история.
Взяли моду!
Не так давно модный журнал Vogue со ссылкой на исследование компании Barclaycard рассказал о результатах опроса, согласно которому едва ли не каждый девятый британец покупает одежду только для того, чтобы сделать в ней снимок для Инстаграм – и тут же сдать обратно. Диджитал-евангелисты, пишет издание, увидели в этой тенденции довод в пользу виртуальной одежды. Раз топ или платье покупается только ради того, чтобы разово щегольнуть им в соцсетях, а затем либо убрать на дальнюю полку либо вернуть в магазин, почему бы не упростить процесс и не «надеть» вещь сразу на фотографию? Лайки будут те же, а энергозатраты - в разы меньше. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Сюда же активно подмешивается эко-повестка – своего рода, «ахиллесова пята» современной фэшн-индустрии. Американский Forbes уже подсчитал, что углеродный след при производстве диджитал-вещи на 95% меньше, чем при производстве ее аналога из хлопка или полиэстера. Чем не здоровая альтернатива «модному фастфуду» - одежде из массмаркета?
Руководствуясь этими соображениями, норвежский бренд Carlings одним из первых выпустил digital-only-коллекцию Neo-Ex. Цены на вещи варьировались от десяти до тридцати евро, то есть были сопоставимы с теми, что предлагает средний маркет. Бренд собрал больше двух сотен заказов, что расценили как хороший результат. Процесс примерки был как у большинства маркетплейсов - клиент присылает фото, дизайнер «надевает» одежду и отправляет итоговое фото клиенту.
А дальше – больше. Еще в 2020 году была проведена первая цифровая неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Появились и цифровые инфлюенсеры - Алиона Пол и Лил Микела.
Годом ранее открылся цифровой дом моды The Fabricant. Выпускает достаточно интересные решения. В 2019 году, например, бренд продал платье ниже за 9,5 тысяч долларов.
Те, кто пока не готов тратить деньги на несуществующие в реальности наряды, могут примерить одежду в виртуальном магазине, не выходя из дома. Многие сервисы дают возможность посмотреть, как на вас будет выглядеть та или иная вещь перед покупкой.
Одно из таких - приложение Drest. Там можно одеть специально созданного персонажа в существующие вещи из коллекций Gucci, Fendi, Prada и других брендов, а потом купить понравившиеся образы на Farfetch.
Только представьте: один клик и вы в одной лодке с Рианной, Ким Кардашьян, Изабель Юппер и другими поклонницами кутюр!
«Снимите это немедленно!»
Если резюмировать, то, по сути, диджитал-мода сегодня развивается в двух направлениях:
- виртуальная одежда только для сети: здесь подразумевается не только Instagram и другие сервисы просмотра контента, но и игры, метавселенные, где возможно взаимодействовать с другими участниками платформы, а также покупать и продавать различный актив. Цифровая одежда обычно дешевле реальной, поэтому ее рациональнее покупать для фото;
- виртуальная одежда как один из этапов создания и пошива вещей. Благодаря цифровой одежде, стало возможным опустить процесс создания образца с постоянной примерко. Такой подход дешевле и экологичнее - расходуется меньше материала.
Что до примерки цифровых нарядов, то тут потребуется AR приложение с готовым предметом одежды. С ним достаточно навести камеру смартфона на себя и в режиме реального времени увидеть, как на вас сидит одежда.
Второй вариант, самый распространенный у создателей цифровых вещей, - надеть виртуальную одежду вручную. Процесс строится так: вы приобретаете одежду, отправляете фотографию в облегающей базовой одежде продавцу, он накладывает цифровую одежду на ваше фото и присылает вам итог работы — ваше фото в новой одежде. Минус такого подхода в том, что он занимает довольно много времени, поэтому вещи продают в ограниченном количестве.
К слову, о цене…В среднем стоимость виртуального наряда на маркетплейсах обходится от 10 до 50 долларов. Создание одежды под себя стоит в среднем около 100 долларов.
Дэниел Гридер, исполнительный директор Tommy Hilfiger Global и PVH Europe, отмечает, что цифровую одежду станут выставлять на продажу гораздо быстрее, потому что не нужно будет тратить время на её пошив и фотографии. Он считает, что диджитал-изделия почти неотличимы от тех, что производят традиционным способом. В планах Tommy Hilfiger к концу 2022 года разместить цифровые модели одежды более чем в двух тысячах торговых точек наряду с обычной одеждой.
О вкусах не спорят?
Человек, у которого есть эмоциональная привязанность к той или иной вещи, который любит перебирать свой шкаф – шуршать юбками, примерять брюки – наверняка останется не в восторге от «пиксельных» обновок. Мир моды, впрочем, и раньше шокировал окружающих: то, что 100 лет назад казалось немыслимым, сегодня составляет базовый гардероб. Главное помнить завет Коко Шанель: «мода проходит – стиль остается». Это касается и одежды, «сшитой» из двоичного кода.