Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дом свиданий" (СССР, 1991) и "Дон Диего и Пелагея" (СССР, 1927)

Дон Диего и Пелагея. СССР, 1927. Режиссер Яков Протазанов. Сценарист А. Зорич. Актеры: Мария Блюменталь-Тамарина, Анатолий Быков, Владимир Михайлов, И. Левкоева, Иван Юдин, Владимир Попов, Осип Брик, Александр Громов, Даниил Введенский, Михаил Жаров и др. 1,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

<!-- Yandex.Market Widget -->

<script async src="https://aflt.market.yandex.ru/widget/script/api" type="text/javascript"></script>

<script type="text/javascript">

(function (w) {

function start() {

w.removeEventListener("YaMarketAffiliateLoad", start);

w.YaMarketAffiliate.createWidget({type:"offers",

containerId:"marketWidget",

params:{clid:2556606,

searchModelIds:[664692106 ],

themeId:2 } });

}

w.YaMarketAffiliate

? start()

: w.addEventListener("YaMarketAffiliateLoad", start);

})(window);

</script>

<!-- End Yandex.Market Widget -->

...Жарким летним днем начальник заброшенного полустанка с многозначительным названием «Заминка», около которого редко останавливаются даже почтовые поезда, томился от безделья, почитывая старинный рыцарский роман о благородном Доне Диего...

Тягучая, томная атмосфера передана в комедии Якова Протазанова блестяще. «Диего» ждет-не дождется ну хоть какой-нибудь зацепки, ничтожнейшей причины оказаться при «деле»: показать свою власть, важность и «авторитет».

И такая оказия случилась. Малограмотная бабка Пелагея переходила через рельсы, лелея почти несбыточную надежду продать проезжающим крынку молока. И вот тут-то старушку «задержал с поличным» не в меру ретивый начальник станции, обвинив ее в переходе путей в «неположенном месте».

М. Блюменталь-Тамарина сыграла простую крестьянку, выделив ее природный ум и затаенную усмешку по отношению к спесивому бюрократу «Дону Диего». Но тот оказался далеко не последним бюрократом в районе. Состоялся суд, вынесший Пелагее суровый приговор: три месяца тюрьмы...

Финал картины парадоксален, если не фантасмагоричен: Пелагея освобождена, а местные старики идут записываться в комсомол... Быть может, именно поэтому комедия "Дон Диего и Пелагея" — одна из немногих картин Протазанова, единодушно отнесенных кинокритиками 1920-х годов к числу его несомненных удач.

И в самом деле: комсомольцы, восстанавливающие справедливость и защищающие простой народ от подозрительных «спецов». Что может быть лучше для «генеральной линии»?

Кстати, еще одного «спеца» играет в картине Михаил Жаров. Полувоенный френч (из нагрудного кармана кокетливо выглядывает носовой платочек), клетчатое кэпи, галстук-бабочка, слащавые тоненькие усики... О познаниях этого «спеца» по сельскому хозяйству можно судить по одному его вопросу насчет свеклы: озимая она, или яровая?

Таким образом, Яков Протазанов очень хорошо чувствовал «конъюнктуру момента»: ведь именно против подозрительных в смысле социального происхождения «спецов» в те времена один за другим возбуждались образцово-показательные судебные процессы...

Александр Федоров

-2

Дом свиданий. СССР, 1991. Режиссер Вадим Дербенёв. Сценаристы: Анатолий Степанов, Эдуард Хруцкий. Актеры: Борис Щербаков, Михаил Жигалов, Алёна Хмельницкая, Ирэна Дубровская, Лариса Полякова, Екатерина Кмит, Аристарх Ливанов и др.

Зрители, которых привлечет название фильма Вадима Дербенева «Дом свиданий», скорее всего, будут разочарованы. Это не эротическая мелодрама, а детектив в духе Агаты Кристи (только в упрощенном варианте). История о ментах-оборотнях, вознамерившихся выудить из сутенера и интердевочек информацию о богатеньких клиентах, разыграна вполне связно и динамично, хотя действие картины почти целиком замкнуто в пространстве шикарной загородной виллы...

Когда-то подававший большие надежды оператор, а затем и режиссер («Последний месяц осени») Вадим Дербенев уже не первый раз снимает криминальные ленты, скалькированные с зарубежных оригиналов. «Дом свиданий» вполне укладывается в эту серию «тайн» и «загадок». Фильм для одноразового и отнюдь не обязательного просмотра. А вот название ленты, в самом деле, завлекательное...

Александр Федоров