Мы с Таро в последнее время часто бываем в курортном городе Унзэн, я много писала о нем и парке гейзеров, а сегодня хочу показать вам по какой необычной дороге проходит наш путь в этот город. Автотрасса называется "Teiboudouro" - эта дорога не простая, она "отрезает" часть залива Исахая японского моря Ариаке, ее еще называют "Sea line".
"Teiboudouro" - прямая трасса, идущая по мелиоративной дамбе, ведет из города Исахая в город Унзэн. Дорога построена в рамках государственного проекта по рекультивации земель залива. Ее общая протяженность - 8245м.
Строительство дамбы и дороги началось в 1989 году.
Открытие с народными гуляньями с символическим перетягиванием каната с "одного берега моря на другой" состоялось 22 декабря 2007 года. А споры о пользе этого проекта не утихают до сих пор.
Многие японцы считают, что из-за перекрытия было погублено одно из самых ценных водных угодий Японии - приливные долины залива Исахайя.
Мы с Таро сделали остановку, вышли из машины - здесь есть место для парковки и мостик для прогулок.
На смотровой площадке много стендов с информацией о "Teiboudouro".
Почитали об уникальной дамбе-дороге и поднялись на мостик.
Вид на море и недремлющий вулкан Унзэн отсюда открывался красивый, но в то же время, как мне показалось, какой-то пугающий. В уме не укладывалось - как можно вот так взять "отрезать" и осушить часть моря?!
Многие скажут, что в Японии мало земли, мало места. Я и сама так раньше думала, пока не стала жить в этой стране. Теперь вижу, что стоит отъехать загород - кругом поля, леса, долины и очень много заброшенных зданий. Конечно вся скученность населения в крупных городах - там земля на вес золота. Но здесь, в этих местах у берегов Ариаке, где по дороге так часто встречаются запустелые, оставленные людьми дома и бескрайние поля, зачем японцам понадобилось осушать часть залива?!
Стало интересно, почему именно здесь отвоевывают территорию у Ариакекай - так любимого японцами Моря Сокровищ (так они его называют за богатство морепродуктов и рыбы).
Говорят, что при строительстве дамбы эксперты сразу начали бить тревогу, предупреждали - экосистема этих мест будет гибнуть, ведь барьер отрезал поток морской воды, поступающий в водные угодья площадью 3550 гектаров, а это самое большое пространство приливных иловых долин в Японии.
Известно что в этом регионе обитает 282 вида птиц, множество ракообразных, моллюсков, рыб, в том числе 21 вид, занесен в список исчезающих.
Все началось еще в 1952, тогда губернатор префектуры Нагасаки Такэдзиро Нисиока предложил "План великой мелиорации региона", чтобы увеличить земли префектуры. После чего был предложен проект по рекультивации залива Исахая, для выращивания в этих местах овощей, риса, развития животноводства и борьбы с наводнениями.
В 1989 году проект был осуществлен, в заливе была построена дамба-дорога (строительство велось Министерством сельского хозяйства и рыболовства). Бизнес-расходы составили 2,533 млрд йен.
В апреле 1997 шлюзы дамбы закрыли. Еще до проведения мелиоративных работ здешним рыбакам была выплачена компенсация.
Говорят, местные жители разделились во мнении - некоторые считают, что проект спасает от наводнений (одно из них было в 1957 году, тогда погибло 539 человек), защищает поля и дома от затопления во время сильных проливных дождей.
Другие оспаривают это и утверждают, что осушение земель разрушает окружающую среду, вызывает экологические изменения, уничтожает важные рыболовные угодья.
Но сильнее всего народ негодует от того, что большая часть этого проекта осуществлялась втайне - Правительство Японии провело три исследования его воздействия на окружающую среду, но так и не опубликовало результаты. Говорят, видимо, было что скрывать.
Экологи до сих пор призывают чиновников набраться смелости и признать ошибку.
По мере того как водные угодья высыхали, министерство все чаще подвергалось критике со стороны противников этого строительства.
Большие проблемы начались в 2000-2002 годах - тогда сообщалось о серьезном ущербе рыболовству. После закрытия шлюзов в море Ариаке, близ залива Исахайя стали массово гибнуть двустворчатые моллюски, стало меньше водорослей нори, птиц, изменился цвет воды, рыбаки жаловались, что рыбы и осьминогов становится все меньше и меньше.
Местные органы власти префектуры Сага, были на стороне рыбаков. Но другие рыболовные кооперативы (из префектур Фукуока и Кумамото) уже смирились и приняли проект.
Тем не менее, движение за открытие шлюзов росло, в 2004 году окружной суд (г. Сага) признал нанесенный ущерб рыболовству, постановил открыть шлюзы, а в 2005 году решением Верховного суда (Фукуока) распоряжение было отменено.
Говорят, что до сих пор истцы в судах, добиваются открытия шлюзов.
Японцы-активисты не сдаются, продолжают бороться за восстановление приливных равнин, имеющих такое важное значение для экосистемы.
Ну а мы с Таро прошлись по мостику, посмотрели на вытекающую из залива морскую воду, пофотографировали птиц и поразмышляли - нужно ли бороться с природой и делать сказку былью?
А с другой стороны - как же все-таки велик, человек, раз способен отвоевать у моря такую огромную территорию!
Уважаемые читатели моего блога!
Алгоритм Дзена так устроен, что без Ваших реакций статьи не показываются в ленте. Поэтому буду благодарна всем, кто проявляет активность в комментариях и ставит лайки. Пожалуйста, подписывайтесь, чтоб не потеряться и не пропустить новые статьи!
Группа в ВК - https://vk.com/my_nippon
Так же интересно будет почитать: