Выбираю с администратором фотоцентра файлы для печати. Тут же владелец центра живо разговаривает с клиентом, по всей видимости, постоянным. Оба собеседника в возрасте «за шестьдесят». Хозяин благообразный видом и далеко не старик, крепкий телосложением, на чистом розовом лице минимум морщин. Открытый лоб обрамляют белые кудри. Светло-серые глаза добродушно смотрят сквозь очки. Клиент – в потертой куртке и вязаной шапочке.
– Нет, конечно, стоимость я повышать не буду, – отвечает на ранее заданный вопрос «печатник». – У нас цены уже несколько лет "заморожены". Вот только вчера одну позицию пришлось поменять.
Показывает рукой на стенд с прайсом. Там бумажкой заклеена старая цена в 13 рублей за печать фотографий размером 10*15. Новая цена – 15 рублей.
Продолжает:
– Впрочем, дело не в цене фотографий – скоро их печатать не на чем будет. Бумаги осталось на пару месяцев. Бумага из Голландии. Заказы на нее сейчас не принимают. Невозможно заказать. Китайскую можно найти, но она отвратительного качества. А у меня все же профессиональная фотопечать. И печатающую аппаратуру останавливать надолго нельзя – крайне тяжело потом настраивать.
Собеседник советует все же поднять цены, чтобы побольше заработать хотя бы в оставшиеся два месяца.
– Вы поймите, – спокойно, словно ребенку, объясняет директор. – Как мне людям в глаза потом смотреть? Придет пожилой человек, попросит, например, фотографию умершей супруги распечатать, а я с него возьму вместо двухсот рублей полторы тысячи?!
Клиент пожимает плечами, приподнимает съехавшую на глаза шапку. Директор поправляет очки.
– Будет так, как будет. Поработаем немного, потом на ремонт закроемся, а там глядишь, может голландцы и образумятся – опять с нами торговать начнут. А нет – так перепрофилируемся. А то и на пенсию пойду, займусь творчеством. Выбор всегда есть. Но цены задирать не стану. Не вижу для этого повода.
Клиенту выносят его заказ. Тряхнув шапочкой – «спасибо-до свидания», посетитель уходит.