Только представьте, что вы ничего не подозреваете, и в считанные минуты на вас накатывает лавина вонючей грязи, которая заполняет все: дома, комнаты, пространство между одеждой и телом, нос, открытый от крика рот!
Есть в Киеве памятное место – Бабий Яр. О трагедии, произошедшей в этом урочище 29 сентября 1941г написано много статей и книг. Человеческая память сохранила весь ужас массовой гибели мирных жителей.
Прошло 20 лет, и это место вновь притянуло к себе страшные мучения.
13 марта 1961 года в воскресный день в 09.20 тонны грязевого потока из Бабьего Яра, разрушив дамбу, затопили район Киева Куренёвку и привели к многочисленным жертвам. Это событие получило название «Куренёвская трагедия»
Возле Бабьего Яра работали Петровские кирпичные заводы. Город после войны нужно было отстраивать, и рабочие трудились на пределе физических возможностей. Отходы производства – сточные воды (пульпа) технологи придумали в 1959г сбрасывать в Бабий Яр. Предполагалось, что пульпа заполнит урочище, застынет, и на этом месте можно будет организовано городское пространство.
Чтобы вонючая жижа накапливалась в овраге, построили дамбу. И вот тут внимание: Вместо бетона, предполагаемого по проекту, перекрытие возвели земляное! Диверсия? Халатность? Спешка? Кто теперь знает.
Дамба уже не раз подтекала. Но никто не обращал на это внимание. Нормы сливаемой пульпы постоянно нарушались, ведь рабочие старались перевыполнять планы и получать премии.
В результате трагедии по официальным данным погибло 150 человек, но местное население считает, что жертв было в 10 раз больше.
Кратко о тех минутах, которые для многих стали последними:
- Вовремя не отключили электроснабжение, и часть людей погибла от удара тока
- за полтора часа движения 14-метровой волны было полностью затоплено трамвайное депо, стадион «Спартак», жилые районы, кладбища
- пульпа быстро твердела, и многие жители оказались погребены под слоем грязи. 52 сотрудника депо навсегда остались на своих рабочих местах! Потом судмедэкспертиза докажет, что эти люди оставались живы еще несколько дней в своих техногенных гробах!
Спасибо «Комсомолке», её журналисты собрали воспоминания очевидцев страшной трагедии. Привожу их здесь:
Работник трамвайного депо Римма СУСЛИНА:
– Воды было по колено, она заливала силовой трансформатор в депо. А это уже – катастрофа. Я услышала крик «Спасайтесь!», где-то недалеко раздался взрыв. Подбежала к окну, но оно захлопнулось, дверь не открывалась. Я увидела, что какая-то черная масса несется прямо на меня. Это была смерть! Здание подстанции затрещало, образовалась трещина в стене, через которую хлынула грязь…
…Надежды на то, что меня найдут, у меня не было никакой. Я только удивлялась, почему не умираю так долго. Сначала откопали мою руку. Я помню, как ухватилась за кого-то и не отпускала, пока не откопали голову. Это были солдаты…
Водитель трамвая Николай ТУРИЙ:
– Я работал в первую смену на третьем маршруте трамвая. Как сейчас помню: солнышко пригревало, хотя день был морозный. Вижу, народ идет с Куреневки пешком. Говорят: там дома посносило, все затоплено, транспорт не ходит. …Подъехать к депо было невозможно – территория окружена военными, везде десятиметровые валы из песка и глины. А я очень спешил. У меня в депо была девушка – Лида Лавриненко, работала вагоновожатой. Она пассажиров не оставила, так вместе с ними и погибла.
Помню, в больнице №1 в коридорах везде лежали люди – грязные, в забрызганной одежде. Лидочку я сразу же узнал, хотя у нее лицо было все в царапинах. Так умирают от удушья. Боже, почему ее не успели откопать? Ей было только двадцать лет. Через несколько дней мы должны были пожениться…
Военнослужащий Анатолий КАРАНДА:
– Мы не сильно верили, что в этом пекле мог кто-то выжить. И вдруг я увидел тоненькую белую руку, а потом и голову девушки. Она не подавала признаков жизни, но когда я прикоснулся к ней, рука ее вдруг мертвой хваткой вцепилась в мою. Пока командиры вызывали скорую, мы положили настил из досок, чтобы медики могли подойти к потерпевшей. Ей сделали уколы, предложили спирт – она отказалась. Посмотрев на нас, по пояс мокрых, медики отдали спирт нам. Мы запили его грязной, коричневой от глины водой, но сил как будто прибавилось.
…Девушку звали Риммой. Ее откапывали долго, никак не могли вытащить, уж очень крепко ее завалило. Римму удалось вытащить из болота, только обвязав канатом от трамвайной дуги. «Скорая» увезла пострадавшую, и о ее дальнейшей судьбе мы ничего не знали: солдату не положено.
По окончании следствия 6 человек – руководители разных уровней – получили обвинения по статье «преступная халатность» и сроки наказания.
Куренёвская трагедия остаётся еще в памяти немногочисленных очевидцев. На месте событий установлено несколько мемориалов.
Дорогие люди, мир так хрупок! Надо держаться вместе! Обнимемся – и белые, и чёрные, и красные! Берегите себя и мир!