В далеком 1987 году инженеры-конструкторы представили на всеобщее обозрение очень интересный автомобиль. Это был маленький хэтчбек, у которого снаряженная масса составляла всего 635 килограмм.
Название он получил «Ока» или ВАЗ-1111. На тот момент Советский рынок остро нуждался в машине, которая будет максимально простая, а главное дешевая не только по цене, но и по обслуживанию.
Несмотря на то, что данная машинка не могла поднять более 340 килограммов, ее база стала основой не только для пикапов, но и фургонов. Один из них – это грузовик ЗМА-1901, который получил название «Ока Гном», не получил серийного производства.
Эта модель была показана в 2000 году. Да именно «Завод малолитражных автомобилей» выпускал «Оку», но шильдик спереди шел камазовский. Что интересно, ЗМА 1901 не просто машина для перевозки грузов небольшой массы и размера. Разработчики утверждали, что это настоящий коммерческий транспорт.
Под капотом такого малыша скрывался не бензиновый агрегат, а настоящий дизель. Авто имело полу рамную конструкцию. Спереди «Гном» вообще ничем не отличался от стандартной Оки, но сзади появлялась бортовая платформа. Задние фары, как и амортизаторы были любезно взяты от любимой всеми «шестерки», плюс усиленные пружины. Что бы вообще все было по феншую, базовые 12 диски были заменены на 13.
Ну а если заглянуть под капот, то там стоял измененный двигатель под габариты малолитражного авто от трактора. Занимался этим вопросом Владимирский завод. За основу был взят Д12М1. В новом варианте двигатель имел 2 цилиндра и 25 лошадей. При этом топлива он потреблял очень гуманное количество, а именно 4 литра на 100. Разгонную динамику до 100 км/ч никто не мерил, но 110 км/ч эта машина все-таки смогла поехать.
У авто были все шансы пойти в серию, но суммарные затраты на переоборудование производства по мнению руководства оказались неподъемной ношей. Поэтому все так и осталось на уровне прототипа.
Господа и дамы, на всякий пожарный случай, оставляю резервный телеграмм, что бы в случае непредвиденных ситуаций не потеряться.