Найти тему
Субъективный путеводитель

Ржавый крейсер "Украина". Николаев и в мирное время казался приговором своей стране.

Данный текст написан за много лет до текущих событий и рассказывает о том, как выглядит город, ныне регулярно фигурирующий в новостях об очередном ракетном ударе.

От набережной в Николаеве лестницы спускаются на Ингул. Это небольшая река, на которой стоит также Кировоград. Над самым устьем - разводной мост, за которым пространство Бугского залива:

-2

Чуть выше - пешеходный мост на понтонах, опять же разводной, а за ним краны и заброшенные постройки завода имени 61 Коммунара. Поэтому и мосты разводные - для вывода "изделий":

-3

Завод имени 61 Коммунара - прямой потомок заложенной ещё в 1788 году князем Потёмкиным верфи Святого Николая, был образован в 1920 году слиянием четырёх предприятий: "Трестморсуд" (Трест морского судостроения), "Руссуд" (Русское судостроительное общество), "Ремсуд" (судоремонтный завод), "Тэмвод" (трубный и электромеханический заводы), и своё непроизносимое название получил в память о 61 рабочем завода, расстрелянных белыми в ноябре 1919 года.

В советское время завод строил военные корабли - эсминцы, противолодочники, крейсера. Ныне (по состоянию на эпоху Януковича) он выглядит мёртвым, хотя работает процентов на десять своей мощности.

-4

Спускаемся к заводской гавани. Мужик у воды красит лодку:

-5

На замусоренном берегу - рыбаки:

-6

Вид на завод с моста открывается постепенно, и если идти со стороны набережной, главная "достопримечательность" завода скрыта за доком в правой части кадра. Впрочем, она видна и с набережной:

-7

Недостроенный крейсер "Украина", который должен был стать флагманом украинского флота. Заложенный в 1984 году как "Адмирал Лобов", это был родной брат крейсера "Москва" - нынешнего флагмана Черноморского флота РФ. Флот в итоге разделили по-братски, и готовый на 75% крейсер был передан новой стране вместе с заводом. К середине 1990-х его готовность удалось довести до 95%, а дальше кончились деньги.

Его судьба не определена уже полтора десятилетия - то ли он войдёт в состав украинского флота, то ли его продадут кому-то (России, Китаю, Индии), то ли просто распилят, причём не бюджет, а сам корпус корабля. В июне 2010 года Украина вроде бы окончательно отказалась от крейсера, но и Россия его покупать не спешит - цена за морально устаревший корабль нашим воякам кажется неадекватной.

-8

Брошенный крейсер... Сложно представить зрелище более жалкое. Эта машина могла бы стать действительно грозным оружием, в Холодную войну корабли этого проекта называли "убийцами авианосцев". Да и размер внушительный - длина крейсера почти 180 метров. И вот - лежит брошенный, как ненужная вещь, как игрушка... При мысли о том, что многие в Киеве и Западной Украине искренне рады гибели этих заводов как наследства "гнилого совка", сжимаются кулаки.

Рядом с крейсером - пустые и ржавые стапеля:

-9

Взгляд назад:

-10

Старая заводская ограда - искусственное ущелье ведёт вдоль площади Десантников:

-11

Куда мы и направились:

-12

Очень красивая кладка:

-13

Вид сверху:

-14

Завод тянется вдоль Ингула на километры, и от площади Десантников до заводоуправления надо ещё доехать. Едем по Адмиральской:

-15

А вот и Адмиралтейство - легко подумать, что дореволюционное (даже кораблик на шпиле), но на самом деле 1951 год. Одно и самых впечатляющих заводских зданий, что я видел. С крыльца на меня смотрела, не сводя глаз, тётенька-сторож, но увидев мой фотоаппарат, почему-то успокоилась и ушла восвояси. Ни разу не видел такой реакции на заводах, ни в России, ни на Украине.

-16

Перед заводоуправлением - безобразно запущенный сквер, который я не стал даже снимать, и здания бывшего Морского ведомства 1840-50, ныне занятые строительным колледжем. Административный корпус:

-17

Бывшие Старофлотские казармы:

-18

А "фасад" завод интересно оформлен на всём своём протяжении:

-19

См. также:

Площадь Десантников и первый центр Черноморского флота.