Найти тему
Субъективный путеводитель

Николаев на юге Украины. Каково его место в русской истории?

Данный текст написан за много лет до текущих событий и рассказывает о том, как выглядит город, ныне регулярно фигурирующий в новостях об очередном ракетном ударе.

В Николаеве, областном центре (500 тыс. жителей) в устье Южного Буга, с первых минут ощущается тяжелый индустриальный дух. Что-то неуловимо общее с Магнитогорском или районом Уралмаш в Екатеринбурге - и это неслучайно. Основанный в 1788 году Потёмкиным как верфь Святого Николая (в день которого несколькими месяцами ранее был взят Очаков), почти сразу город превратился в главный на Чёрном море центр судостроения, к ХХ веку выросший в сверхгигант с тремя судозаводами (военные завод имени 61 Коммунара и Черноморский завод, гражданский "Океан"), которые строили крейсера и линкоры, океанские сухогрузы и танкеры, а в последние годы СССР - даже авианосцы.


Военные заводы пережили две Мировые войны, но не выдержали перехода к рыночной экономике и украинской независимости - авианосцы Украине не нужны, а построить крейсер или эсминец тупо нет денег. И хотя Николаев в целом держится на плаву благодаря "Океану" и глинозёмному комбинату, впечатление он оставляет исключительно мрачное.

-2

Параллельно Ингулу проходит улица Адмиральская, в начале которой встречает Музей судостроения и флота:

-3

В сам музей мы заходить не стали по причине дефицита времени, но здание едва ли не самое интересное в Старом городе - штаб Черноморского флота с резиденцией главнокомандующего (1794).

В тот год Николаев стал главной базой Черноморского флота - впрочем, всего лишь на 10 лет, пока его в этом качестве не сменил Ахтиар (более известный как Севастополь, непривычное название носивший в 1797-1827 годах). Перед музеем - аллея с бюстами флотоводцев:

-4

Во двориках у крыльев - всякая военно-морская техника. У правого крыла - такая:

-5

У левого - такая:

-6

Едем дальше по Адмиральской - на полпути до главной площади стоит немецкая кирха начала ХХ века, абсолютно типичная для крупных городов Российской империи:

-7

И буквально на углу площади (кадр снят с неё же) - Русский драмтеатр имени Чкалова в здании 1880-х годов:

-8

Вообще, дореволюционные театральные здания в России - большая редкость, обычно сам театр старше своего здания лет на 100. В Николаеве же всё наоборот - здание дореволюционное, а постоянной труппой город обзавёлся лишь в 1934 году. Изящная дореволюционная архитектура без всякого пролетарского пафоса - странно видеть в насквозь пролетарском Николаеве:

-9

Главную площадь состоит из двух симметричных площадей, разделенные спуском к набережной. Та, на углу которой стоит театр - площадь Ленина, и напротив театрального портика - торец гигантской городской администрации:

-10

Напротив бокового фасада театра - хрущовский Дом Связи, очень неплохой для своего времени:

-11

С другой стороны - площадь Десантников, украшенная современной Никольской часовней, за которой просматривается скучное здание областной администрации:

-12

Центр площади - памятник десантникам, в Великую Отечественную войну освобождавшим Николаев под командованием Константина Ольшанского. Вообще, практика высадки десанта для захвата важнейших объектов, в общем-то обречённого на героическую смерть, использовалась в боях за Черноморские порты не раз - таким же образом получилась знаменитая "Малая Земля" в Новороссийске.

Здесь, впрочем, основные силы подошли оперативно - и всё-таки из 68 человек десанта в живых осталось лишь 11, да и те в основном тяжело раненные. Погиб и сам командир.

-13

На углу площадей - очень красивый сталинский дом:

-14

С площади Ленина недалеко до набережной Ингула:

-15

Скверик у торца администрации - пожалуй, самое ухоженное место в Николаеве. Памятник полковнику Михаилу Фалееву, который по поручению Князя Потёмкина и строил Николаевскую верфь, краны которой (то есть завода 61 Коммунара) на заднем плане:

-16

Якорь, просто якорь:

-17

И "единая фасада" советских домов, вытянутых параллельно набережной:

-18

Замыкает набережную памятник адмиралу Макарову, который в Николаеве и вовсе родился. За спиной адмирала - Шахматный клуб начала ХХ века, по сей день используемый по назначению.

-19

Набережная совсем короткая, но благодаря высоте не кажется такой тесной, как набережные Херсона:

-20

Очень понравился белый цветок, а точнее лестница, ведущая от него вниз:

-21

Вид наверх - обратите внимание на оформление ступенек:

-22

Внизу - Ингул, небольшая река, на которой стоит также Кировоград. Над самым устьем - разводной мост, за которым пространство Бугского залива:

-23

Чуть выше - пешеходный мост на понтонах, опять же разводной, а за ним краны и заброшенные постройки завода имени 61 Коммунара. Поэтому и мосты разводные - для вывода "изделий":

-24

Взгляд назад:

-25