Когда я перечитываю директиву Ставки ВГК №170549 «О мерах по устранению причин недопустимо высокого выхода из строя самолетов», то складывается ощущение, что сквозь строки документа буквально сквозит холодная ярость Верховного главнокомандующего. И было за что.
Потому что директива начиналась так
«…4 августа 1942 г. 21 ч 50 мин
По докладу командующего ВВС Красной Армии т. Новикова, из числа 400 истребителей, выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя.
По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни, наши боевые потери составляли 51 истребитель, 89 истребителей считаются вышедшими из строя по техническим неисправностям.
Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течение 4 -5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летнего состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя…»
Напомню, что менее недели назад вышел приказ №227 о запрете отступления без приказа и введении штрафных частей. Директива №170549 требовала провести немедленную проверку каждого отказавшего самолета, после чего саботажников предстояло
«…свести в штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственнейших заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину…»
И вы знаете, штрафные эскадрильи на самом деле создали. Точнее, попытались создать, но тема не получила дальнейшего развития, причем с подачи самого Сталина, уже 9 сентября 1942 года, подписавшего другой приказ - №0685 «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей». По этому приказу
«… Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части - в пехоту».
Помните, в фильме «В бой идут одни старики» старший лейтенант Скворцов предлагает Титаренко списать его в пехоту? Это как раз про этот приказ - штрафбат за неоднократный выход из воздушного боя. Но Титаренко нашел свое собственное решение, позволившее не наказывать однополчанина.
Надо понимать, что не все были такими как этот киногерой. В документальной книге Олега Растренина о боевом применении Ил-2 «Разорванное небо» можно ознакомиться с другими примерами, когда сорвавшихся летчиков-штурмовиков отправляли в штрафные части в пехоту.
Почему не получилось со штрафными эскадрильями? Видимо, быстро поняли, что специфика авиации все-таки другая. Как, например, быть с проверкой результатов. Да и опытных командиров, которые могли наставить штрафников на путь истинный, где было найти? В 3-й воздушной армии, которой командовал знаменитый М.М. Громов, командиром штрафной эскадрильи назначили старшего лейтенанта П.А. Емельянова. Через день после назначения, 19 августа 1942 года он не вернулся из боевого вылета, так и не успев даже приступить к формированию этой части.
Нельзя забывать и о таких немаловажных факторах как производственный брак и небольшой реальный летный опыт летчиков. Как лично мне кажется, они тоже сыграли свою немаловажную роль в тех 140 самолетах, потерянных за 5 дней. Ведь нельзя забывать, что как раз в эти дни проводилась одна из наступательных операций РККА в районе Ржева. Авиация должна была обеспечить ее поддержку, а следовательно, велась интенсивная боевая работа, что и не замедлило сказаться на потерях. Ведь это еще 1942 год, а даже не преимущество, а паритет в небе будет достигнут позднее.
Интересно, что среди тех летчиков, которые попали в разряд штрафников в то время, когда собирали эти штрафные эскадрильи, есть те, кто потом получили звезду Героя Советского Союза, как старший лейтенант Караев из 5-го гиап.
И напоследок, вспоминая эту директиву, не могу не остановиться на одном забавном моменте. В начале 2000-х годов своими рассказами журналистам прославился летчик-испытатель Иван Евграфович Федоров, которого историки советской авиации прозвали «Барон Мюнхаузен советских ВВС» По его рассказам получалось, что он насбивал суммарно более сотни немецких самолетов, а заодно дрался на шести дуэлях, стал мастером спорта в восьми разных спортивных дисциплинах и так далее. Так как проверять увлекательные байки у нас среди журналистов не принято, Федоров по интернет-рассказам заткнул за пояс по количеству подвигов Покрышкина с Кожедубом вместе взятых.
На самом деле рассказы о его подвигах Федорова немного преувеличены, в том числе и то, как он сбежал с авиазавода в Горьком на фронт и громил асов Геринга, вызвавшись командовать 64 летчиками штрафниками в 3-й воздушной армии с августа по сентябрь 1942 года.
Ведь на самом деле штрафную эскадрилью в этой армии сформировали только 10 сентября 1942 года и расформировали через 10 дней, а командиром ее был не Федоров, а Н.Ф. Бочаров (см. "Вестник ТГОМ №53, февраль 2021, стр. 5). Федоров же был в 3-й воздушной армии инспектором по технике пилотирования. Но при этом некоторое время по совместительству руководил «группой летчиков штрафников», как указано в его наградных документах. И самый свой главный подвиг Федоров совершил 22 сентября 1942 года над аэродромом Бошарово, когда в одиночку прикрывал аэродром, атакованный 18-ю Ю-88 под прикрытием 6 Ме-109. В том бою Федорову засчитали один сбитый и два подбитых «Юнкерса». И, самое главное - эта история, в отличие от большинства баек Федорова, на самом деле подтверждается наградными документами и документами частей.
----------
Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube