Для доказательства посмотрите на концепт XM прошлой осенью.
BMW начала производить автомобили в 1928 году, но только в 1966 году они поняли, что это такое. В том же году компания выпустила первую из своих моделей серии 02 — компактные заднеприводные автомобили, которые были легкими, маневренными и доставляли удовольствие от вождения. Модель 02, особенно 2,0-литровый 2002 года, помогла определить E21 3-й серии, выпущенной в 1975 году. И эта 3-я серия стала основой, на которой BMW должен был построить исключительно успешную мантру бренда как «Идеальная машина для вождения».
Ultimate Driving Machine превратила компанию, которая была фактически банкротом в начале 1960-х годов, сводившуюся к созданию крошечных автомобилей-пузырей с мотоциклетными двигателями объемом 250 куб. См, в глобальный бренд класса люкс, чьи автомобили неизменно демонстрировали эталонные уровни производительности и управляемости. Автомобили, которые были точно спроектированы и красиво построены, и даже в самых простых комплектациях прославляли водителя.
Нынешнему председателю BMW AG Оливеру Ципсе было два года, когда была запущена серия 02. Он вырос на The Ultimate Driving Machine. Но вместо того, чтобы мчаться по автобану, он сидит на Т-образном перекрестке и думает, куда повернуть. Ultimate Driving Machine выехал за пределы дороги. Для доказательства достаточно взглянуть на концепт BMW XM .
Брутальный внешний вид Concept XM имеет наивность студенческого проекта школы дизайна, а не полностью сформированную согласованность, ожидаемую от основной студии автомобильного дизайна. Он предназначен для противостояния; предназначен для концепции, которая указывает смелое новое направление для BMW. Но это нагромождение агрессивных линий, надуманных деталей и вымученных поверхностей выглядит таким же утонченным и премиальным, как Toyota RAV4.
Я не уверен, что BMW задумал именно это. Но тогда даже сама BMW, похоже, не совсем уверена в концепте XM. В 110-секундном видео Concept XM на веб-сайте BMW — сюрреалистическая игра престолов встречается с виньеткой «Безумный Макс» — сам автомобиль появляется немногим более 30 секунд, совершенно лишенный контекста или объяснения.
Конечно, есть те, кто будет утверждать, что дизайн BMW был здесь раньше, особенно в эпоху Криса Бэнгла. Но большинство BMW Бэнгла, какими бы сложными они ни казались в то время, с тех пор доказали свою огромную значимость. Секции по бокам тела, которые волнообразно отходят от четкой линии костей; хлопает крышка багажника; графика с загнутыми назад фарами — эти отличительные черты дизайна Bangle были впоследствии искусно заимствованы и переосмыслены такими разными автопроизводителями, как Mercedes-Benz и Hyundai, Toyota и Chevrolet.
Concept XM выглядит скорее вдохновленным, чем влиятельным.
Другие будут аплодировать BMW за смелость отличаться от других. Но, как утверждается, знаменитый язвительный руководитель отдела дизайна GM Билл Митчелл однажды заметил еще в 1960-х годах: «Прогулка по вестибюлю отеля Waldorf Astoria с расстегнутой ширинкой — это совсем другое. Но это нехорошо».
По правде говоря, Concept XM является симптомом экзистенциального кризиса, с которым столкнулась BMW. Точно так же, как Jaguar в течение многих лет делал салон из дерева и кожи стандартным решением для брендов, которые хотели, чтобы их воспринимали как премиальные или роскошные, BMW установила эталоны производительности и динамики, по которым оценивали целые поколения конкурентов.
Но те самые характеристики, которые когда-то решительно выделяли BMW, теперь в значительной степени считаются платой за вход в сегмент автомобилей премиум-класса и роскоши. Я бы даже сказал, что такие бренды, как Jaguar и Lexus, отказались от того, что сделало их знаменитыми — качества езды в случае седанов Jaguar и утонченной тишины в случае Lexus — в погоне за тем, чтобы их автомобили ехали как BMW.
Трудно связать весь смысл своего существования с тем, чтобы быть «Идеальной машиной для вождения», когда почти все остальные в этом сегменте сейчас создают автомобили, которые работают и управляются примерно так же, как и ваши, а в некоторых случаях и лучше. BMW знает, что ее бренд теперь должен определяться чем-то другим, чем-то другим.
К сожалению, Concept XM не является ответом. Все по-другому. Но это нехорошо.