Хотел бы поблагодарить за доверие и откровение, что предоставили мне возможность написать по вашей ситуации пост.
Ситуация такая:
"Здравствуйте! Считаю себя перфекционистом. Мне важно сделать дело на отлично, но если я понимаю, что не смогу сделать это, я вовсе не начту. Идеальный порядок в доме, тоже важно для меня. Если нет в доме порядка, я не могу начать делать другие, не менее важные вещи, например учёба. Если вещь лежит не на своём месте, я его переставляю. Иногда доходит до того, что фантики от конфет прежде чем выкинуть, я складываю аккуратно. и много других «заморочек», которые забирают у меня много сил и времени. Хотя я понимаю, что если бы относилась ко всему по проще, была бы более эффективней в делах по дому, в учеба."
Я глубоко понимаю ситуацию, что тяжело жить в таком напряжении.
"Мне важно сделать дело на отлично, но если я понимаю, что не смогу сделать это, я вовсе не начту".
В нас детстве, закладывается два вида мотивации: мотивация достижения успеха (МДУ) и мотивация избегания неудач (МИН). Под воздействием воспитания, у ребёнка начинает преобладать одна из них. В данном случае МИН - человек ставит перед собой либо слишком сложную задачу, либо слишком простую.
В первом случае, человек понимает, что результата скорее всего он не достигнет, во втором случае, всё настолько просто, что не интересно за это браться. И тот, и другой вариант ведут к тому, что человек скорее откажется от задачи, потому что взявшись за неё, он скорее всего её не выполнит. Соответственно, не взявшись за решение задачи, он избежит неудачи.
Такая мотивация формируется, когда ребёнок не получает поддержки того, что он делает. Ведь этого всегда недостаточно. Поэтому он и начинает пытаться дотянуться до того, что ему пока не по силам или делает что-то очень простое, что ему не интересно.
Но и здесь пугаться и переживать по этому поводу не стоит, потому что можно научиться действовать иначе!
И вот, что ещё: "Хотя я понимаю, что если бы относилась ко всему по проще, была бы более эффективней в
делах по дому, учёба".
На мой взгляд, здесь присутствует ловушка.
Для меня это звучит так: я-перфекционист, я стремлюсь быть максимально эффективной. Мне нужно перестать быть перфекционистом, чтобы стать ещё более эффективной. На ум приходит анекдот: "Доктор, дайте мне таблеток от жадности? Да побольше-побольше!". Если говорить проще, то перфекционисту итак нужно быть максимально эффективным. Нужно быть максимально эффективным для кого-то. И нужно избавиться от перфекционизма, чтобы опять стать более эффективным (для кого-то).
Перфекционисту, правда, очень тяжело жить в мире, где идеального не существует. Конечно, это защитная функция психики, потому что это защита того ребёнка, чьи ошибки осуждались, чьими стараниями были недовольны.
Это ребёнок испытавший на себе поток негативных эмоций, таких как страх, огорчение, разочарование, волнение и переживания - я "недостаточно". И этот ребёнок растёт и видит, что когда он учится отлично, убирается дома, не приносит хлопот, старается угодить - вот тогда и возможно увидеть хоть какой-то положительный отклик, свою значимость, одним словом - Любовь.
Теперь, став взрослым человеком, единственный кто теперь может дать тебе самую безусловную любовь, и принять неудачи - это ТЫ САМ. И это здорово!
Желаю вам крепкого психического здоровья и развития!