Найти тему

Билетные кассы и компостеры: почти забытые способы оплаты за проезд

В старых фильмах и даже мультфильмах иногда можно увидеть странные устройства в разных видах транспорта. Люди подходят к каким-то аппаратам, бросают монетки и сами отрывают билет. Или просто что-то нажимают и садятся с билетом на место. А кондуктора в транспорте нет.

Ничего странного – просто было время, когда кондукторов в транспорте не было совсем – люди пользовались кассами и компостерами.

А вы помните такие устройства?

Компостер и талон на трамвай Фото взято: https://c1.staticflickr.com/5475/11090842144_169f48840e_o.jpg
Компостер и талон на трамвай Фото взято: https://c1.staticflickr.com/5475/11090842144_169f48840e_o.jpg

Интересную идею получилось осуществить в Ленинграде

Еще в 1930-е годы появилась идея о работе городского общественного транспорта без кондуктора. Были попытки воплотить эту идею жизнь в разных городах страны в начале 1950-х гг. Успешным оказался опыт ленинградских трамвайщиков, которые готовились к эксперименту довольно тщательно. И в последующие годы транспорт стал ходить без кондукторов и в других городах.

«Совесть – лучший контролер»

В начале декабря 1958 года в Ленинграде появились два трамвая, в которых не было кондукторов. Вышли они из трамвайного парка им. Скороходова, который стал первым в мире парком без кондукторов.

Сначала трамваи ходили по 8-му маршруту. Пассажиров на этом маршруте было совсем мало, так что все получилось. На второй день на маршруте было уже четыре вагона, а 5-го – двенадцать. Несколько дней кондукторы ездили вместе с водителями, чтобы помочь в случае необходимости.

В ленинградском трамвае ЛМ-57. Фото взято: https://transphoto.org/photo/03/73/29/373291.jpg
В ленинградском трамвае ЛМ-57. Фото взято: https://transphoto.org/photo/03/73/29/373291.jpg

А после трамваев решили, что нужно поставить кассы и в троллейбусы, а потом и в автобусе. Зайцев, конечно, не стало меньше. Но сначала работала «совесть, а потом она стала как-то очень быстро «заканчиваться. Все чаще звучала фраза «Совесть – лучший контролер». Только не у всех она просыпалась…

Получился ли эксперимент ленинградцев?

Интересно, что ленинградцы предложили сделать очень много новшеств: радиотрансляцию, дополнительные зеркала, установить кассы, предупредительные и информационные надписи.

Многие сомневались в успехе эксперимента, даже водители. Но эксперимент оказался удачным, выручки было больше, чем при работе с трамваями с кондукторами. Со всего города съезжались люди, чтобы посмотреть на то, как работает трамвай без кондуктора.

Билетная касса в ленинградском трамвае ЛМ-57.  Фото взято: https://transphoto.org/photo/03/73/29/373293.jpg
Билетная касса в ленинградском трамвае ЛМ-57. Фото взято: https://transphoto.org/photo/03/73/29/373293.jpg

Последний кондуктор в Ленинграде и первые компостеры

26 февраля 1970 года из парка им. Блохина в Ленинграде вышел трамвай с кондуктором в последний раз. И на долгие годы в транспорте забыли о кондукторах. А вот зайцев, к сожалению, становилось все больше. Не спасали даже контролеры. Некоторые особо хитрые пассажиры умудрялись даже собирать коллекцию прокомпостированных билетов и «с чистой совестью» катались по полгода по одним и тем же билетам. Нужно было просто запомнить номер трамвая.

Компостер в ленинградском трамвае ЛМ-57.  Фото взято: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/3/6/9/4623963.jpg
Компостер в ленинградском трамвае ЛМ-57. Фото взято: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/3/6/9/4623963.jpg

Долго ли существовали кассы и компостеры в городах страны?

В 1997 году в Санкт-Петербурге заговорили о том, что нужно вернуть кондукторов в общественный транспорт. Стоимость на билеты постоянно росла, было неудобно пользоваться кассами, многие пассажиры отвлекали водителя, так что было решено вернуть в транспорт кондукторов.

А вы помните кассы и компостеры?

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать: