Найти тему
Уроки Легенд

Что посмотреть у Александра Сокурова? 5 фильмов для знакомства с творчеством режиссёра

Имеется возрастное ограничение 18+

В 1995 году Европейская киноакадемия включила имя Александра Сокурова в число 100 лучших режиссёров мирового кино, а в 2017 объявила победителем в номинации «Премия за достижения всей жизни». Александр Сокуров создал более 50 фильмов, является заслуженным деятелем искусств России и лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей. В прошлом году специально для платформы «Уроки Легенд» Александр Сокуров создал онлайн-курс «Искусство режиссуры», на котором делится своим опытом и знаниями со всеми, кто увлечён кинематографом.

В подборке собрали фильмы, которые помогут вам лучше понять творческий язык режиссёра и его образ мыслей. Вы найдёте цитаты самого Александра Сокурова и узнаете интересные факты о создании кинокартин, сложностях, с которыми столкнулся мастер, и о том, почему были использованы те или иные приёмы.

Мы подготовили для вас уникальный подарок внутри статьи — будьте внимательны 😉

РУССКИЙ КОВЧЕГ, 2002

Уникальность формата этого фильма Александра Сокурова заключается в том, что он снят одним кадром. Это первый в истории кинематографа фильм, созданный без единой монтажной склейки между сценами. Съёмки проводились в 33 помещениях Эрмитажа, музыкальное сопровождение создавали 3 оркестра с живой музыкой, а оператор, Тильман Бюттнер, на протяжении всего дубля носил на себе кинокамеру с системой стабилизации весом более 30 килограмм. Для воплощения замысла потребовалось 7 месяцев репетиций и 3 попытки. «Русский ковчег» словно метафорически изображает российскую культуру и историю сквозь столетия.

«Когда задумывался “Русский ковчег”, у меня не было никаких сомнений вот именно в таком построении содержательном и темпо-ритмическом. И я понимал, что вопрос формы очень важен. Потому что попробуй за полтора часа без монтажных склеек создать единое течение исторического драматического эмоционального свойства. И это, конечно, была задача сложная».

Кадр из фильма «Русский ковчег»
Кадр из фильма «Русский ковчег»

ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА, 1978

Это одна из первых работ режиссёра в жанре игрового кино. Фильм вышел в прокат только через 10 лет после его создания, в 1987 году, когда начали ослабевать незримые границы советской цензуры. Съёмки проходили в учебной студии ВГИКа, руководство было настроено против картины и хотело препятствовать тому, чтобы Александр Сокуров получил плёнку, однако у него получилось достать материалы и сохранить их для зрителя. Сценаристом фильма выступил Юрий Арабов, замысел и сюжет вдохновлены произведениями Андрея Платонова. История о любви красноармейца Никиты и студентки-медика Любы разворачивается на фоне послевоенной жизни. Дипломный фильм познакомит вас со стилем мастера и научит находить смыслы между строк героев.

🎁 Специально для читателей Дзена дарим промокод на дополнительную скидку 3% на покупку курса — SOKUROVZEN.

Скидка суммируется с другими предложениями платформы и действует до конца недели. На все онлайн-курсы платформы цены снижены до 70% — успейте приобрести знания выгодно!

Регистрируйтесь на платформе 👉 по ссылке и начните просмотр уже сегодня!

СОЛНЦЕ, 2005

Третий фильм тетралогии Александра Сокурова, философский замысел которой заключается в размышлении над природой человека в целом через изображение главных исторических персонажей, наделённых властью. Картина повествует о нескольких днях жизни императора Хирохито, который правил Японией во время Второй мировой войны. О днях, когда его страна объявила о капитуляции, а ему, правителю и Сыну Солнца, пришлось отказаться от божественного сана, так как это было одним из требований мирного договора.

«Для того, чтобы начать работать над фильмом “Солнце” потребовалось 10 лет. 10 лет я ездил в Японию, я жил там, я там смотрел архивы. Я нарушал закон очень часто на территории страны. <..> В Японии нельзя говорить вслух и показывать императорскую семью. За это может быть смертная казнь. И я это знал. Но я просто шёл по этой дороге, убеждал разных людей, хотя мне говорили: “Вы не найдёте ни одного японского актёра, который согласится сниматься в этом фильме”. Когда я приехал в Токио, был объявлен конкурс, стояла очередь. Но при этом, конечно, все боялись, что и как».

-3

МАТЬ И СЫН, 1997

Первая часть трилогии, из которой воплотить в жизнь получилось пока только 2 картины. Фильм повествует о взаимоотношениях любящего сына и его матери. Замысел — о философии самого болезненного и неотвратимого: жизни, любви и смерти. Александр Сокуров рассказывает, что для него важна свобода искусства каждого участника фильма. Режиссёр отказался от ряда задуманных эпизодов, потому что отдавал предпочтение другим кадрам, которые были вдохновлены творческими порывами актёров, или происходили неслучайные случайности:

-4

Кадр из фильма «Мать и сын»
Кадр из фильма «Мать и сын»

ФАУСТ, 2011

Последний фильм тетралогии власти, творческое прочтение немецкой классики — одноимённого романа Гёте. Легенда о сделке с дьяволом, цена которой — душа человека, в картине Александра Сокурова переосмысливается с точки зрения философского рассуждения о природе зла и добра. Действительно ли важна роль Мефистофеля или Ростовщика? Или зло заключено в человеке, и только его воля и свобода могут повлиять на жизненные выборы?

На Венецианском кинофестивале «Фауст» получил главную награду. Её вручил Даррен Аронофски и отметил, что «это один из тех фильмов, который навсегда меняет всякого, кто его увидит».

-6

Если вам интересно глубже погрузиться в творчество Александра Сокурова, вы занимаетесь режиссурой или просто любите кино и хотите в нём разбираться — смотрите онлайн-курс мастера «Искусство режиссуры» на платформе «Уроки Легенд».

Специально для читателей Дзена дарим промокод на дополнительную скидку 3% на покупку курса — SOKUROVZEN.

Скидка суммируется с другими предложениями платформы и действует до конца недели. На все онлайн-курсы платформы цены снижены до 70% — успейте приобрести знания выгодно!

Регистрируйтесь на платформе 👉 по ссылке и начните просмотр уже сегодня!