В воскресенье за обедом собралась вся семья.
Людмила, положив супругу в тарелку самый жирный кусочек мяса, спросила:
– Ну что там твой пишет? Когда приедет?
– Да, писем мы давненько не получали, – насторожилась мать.
Зять, почувствовав неладное, стал быстрее работать вилкой. Отец напряженно поднял голову и вопросительно посмотрел на Аню.
Список рассказов
Рассказ "Дела житейские". Начало здесь
– Я ему отказала.
– Что? Не поняла, – Людмила подумала, что ослышалась, настолько невозможен был для ее сознания такой исход событий.
– Я ему отказала, – громко и четко повторила Аня.
На мгновение воцарилась тишина: родные опешили. Потом разразился такой скандал, что Семен, подхватив детей, сбежал в гараж, а отец с зятем выскочили во двор покурить.
После скандала жизнь продолжалась, а климат в семье не менялся. Семен успешно поступил в институт, и родители очень гордились сыном. Аня бегом бежала на работу, там полностью выкладывалась и отдыхала душой. Домой идти не хотелось.
Завидный жених
В какой-то момент она стала чаще замечать у себя на пути одноклассника Сашку Кнауб. Он работал в селе трактористом. Невысокий, коренастый молодой человек, с волосами оранжевого цвета, за что еще в школе получил кличку «Цитрус». Сашка был недалеким. Он улыбался ей и всегда спрашивал одно и то же: «Как твои дела, Аня?».
В это время в страну пришла перестройка. Перестроились как нельзя лучше, развалили все, что можно. Жизнь в селе наступила тяжелая, совхоз распался. Закрылся и дом культуры. Аня осталась без работы. Начались задержки зарплаты у отца, а мать попала под сокращение. Чтобы как-то выжить, пришлось заняться домашним хозяйством. Появилось много тяжелой работы. В огороде весной засеяли все, не осталось ни клочка свободной земли. В сарае тоже голов прибавилось. Что могли, возили в город на рынок.
Многие стали покидать село. Ехали кто куда: кто-то в город, кто-то в бывшие союзные республики к родственникам, евреи – в Израиль, а немцы – в Германию.
Как-то вечером Сашка подошел к Аниной калитке.
– Как твои дела, Аня? – спросил он, улыбаясь.
Аня поставила два ведра с парным молоком на крыльцо.
– Да все в порядке. А что ты хотел, Саша?
– Замуж пришел тебя звать. Я – жених видный, могу тебя за границу увести. Ребенка твоего с собой заберем. В Германии на детей дают хорошие пособия. А если тебе не хватит, пойдешь к богатым посуду мыть. Наши многие так устроились.
Сашка разговаривал размеренно и громко. Аня испугалась, как бы мать в сарае не услышала.
– Ты что, Сашка, совсем умом тронулся? Как можно ни с того, ни с сего замуж звать?
Сашка самодовольно заулыбался:
– Что ты недотрогу из себя строишь? Я ж на тебя давно смотрю, почти месяц за тобой хожу. Можно подумать, ты не знаешь?
– Брак – дело серьезное. Да и что у нас за семья будет? Ты со мной не справишься, я из тебя сок апельсиновый выжму, – пошутила Аня.
Сашка насупился: Аня прошлась по самому больному.
– Не такого ответа я ждал. Да за меня любая пойдет! Посчитает за честь, что ее в Германию увезут. Многие только об этом и мечтают.
– Ну, вот и вези всех любых, хоть по одной, хоть телегами! А у меня молоко скиснет от этих разговоров.
И Аня ушла в дом.
– Вот бестолковая. Хорошо бы нам жилось: у меня жена красивая, у нее муж добрый и достаток. Чем не жизнь? Я б их с сыном не обижал.
И Сашка со злостью пнул калитку.
– Ты чего это чужое добро портишь? – крикнула мать, выходя из сарая.
– Плохо Вы, теть Маша, дочь свою воспитали. Я ее тут замуж зову, жизнь роскошную предлагаю, в Европу вывести могу, а она брыкается, как кобыла необъезженная.
– Как замуж? Когда это ты ее звал?
– Да только что. Вы, теть Маш, учтите: я один не останусь, за меня любая пойдет. А вот она… Пусть мучается и вас всех замучает. Скоро на одной своей картошке сидеть будете.
Весь багровый Сашка повернулся и пошел своей дорогой, а мать стремительно поспешила в дом.
– Ты что, и Сашку отшила? И это тебе не кавалер? Такую жизнь предлагает, в Германию увести хочет. Второго жениха теряем, – всплеснула руками мать. – Отец, ты чего сидишь? О чем думаешь? Сделай же что-нибудь, пока Сашка не передумал. Образумь ее, наконец!
– Мать, ну если не хочет она замуж, что ж ее гнать туда. Неужто мы внука не прокормим?
– Кто бы говорил? Третий месяц от тебя зарплаты не вижу!
И семье снова возникла ссора, да не одна.
«Как же надоело все, – порой думала Аня. – Хоть ложись и помирай».
Список рассказов
Рассказ "Дела житейские". Часть 5
Начало / Часть 4 / Часть 6