Найти в Дзене

Дети и живопись. Что почитать, обсудить и нарисовать

Шаблонов, как говорить с детьми о живописи сейчас появилось какое-то невероятное количество. Тот случай, что пока выбираешь пособие, дети вырастут, а ты так и не поговорил с ними… Есть прекрасная книга Франсуазы  Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», которую я не могу купить уже года два. На ютубе есть канал «Сказки тётушки Совы», где отдельный плейлист посвящён художникам (сказки картинной галереи). Серия длится 10 минут и каждая посвящена отдельному художнику. Начинали с Петей с этого канала, но формат - ближе к лекционному, через пять минут ребёнок откровенно скучал и терял нить.  Дети дошкольного возраста все же лучше воспринимают формат историй. Прошлой весной я купила книги из замечательной серии о художниках издательства «Контент». История маленькой танцовщицы Мари, которая позировала Эдгару Дега, и история Камиля, в доме отца которого какое-то время жил Ван Гог, позволяют детям понять, что художники - реальные люди. Со своей судьбой, чувствами, мыслями, проблемами… И

Шаблонов, как говорить с детьми о живописи сейчас появилось какое-то невероятное количество. Тот случай, что пока выбираешь пособие, дети вырастут, а ты так и не поговорил с ними… Есть прекрасная книга Франсуазы  Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», которую я не могу купить уже года два. На ютубе есть канал «Сказки тётушки Совы», где отдельный плейлист посвящён художникам (сказки картинной галереи). Серия длится 10 минут и каждая посвящена отдельному художнику. Начинали с Петей с этого канала, но формат - ближе к лекционному, через пять минут ребёнок откровенно скучал и терял нить. 

Фото автора. Петю впечатлило, что Ван Гог крепил свечи к шляпе, чтобы рисовать ночью
Фото автора. Петю впечатлило, что Ван Гог крепил свечи к шляпе, чтобы рисовать ночью

Дети дошкольного возраста все же лучше воспринимают формат историй. Прошлой весной я купила книги из замечательной серии о художниках издательства «Контент». История маленькой танцовщицы Мари, которая позировала Эдгару Дега, и история Камиля, в доме отца которого какое-то время жил Ван Гог, позволяют детям понять, что художники - реальные люди. Со своей судьбой, чувствами, мыслями, проблемами… И все это находит отражение в их творчестве. 

Фото автора. Истории о художниках издательства «Контент»
Фото автора. Истории о художниках издательства «Контент»

А книги издательства «Карьера-пресс», выпущенные совсем недавно, нас с Петей просто покорили. Здесь все идёт через настроение, а дети такие вещи очень чувствуют. После прочтения книги о Кандинском Петя сказал, что если бы просто посмотрел на его картины, назвал бы их «каляки-маляки», а после книги он научился слышать краски! 

Фото автора. После этой книги ребёнок понимает, как цвет можно слышать
Фото автора. После этой книги ребёнок понимает, как цвет можно слышать

После прочтения «Винсент не может уснуть», Петя решил нарисовать «Звездную ночь». 

Фото автора.
Фото автора.

Сегодня прочли про Шагала, Петя сказал, что художник точно был счастливым человеком, потому что у него почти всегда кто-то летает на картинах, а летают только счастливые. 

Фото автора. Новая серия о художниках издательства «Карьера-пресс»
Фото автора. Новая серия о художниках издательства «Карьера-пресс»

Я придерживаюсь очень простых принципов в разговорах с детьми о живописи:

  1. Выбираю художников, которые мне нравятся. Сложно будет заинтересовать ребёнка, если у взрослого нет особых эмоций от картин, о которых он рассказывает. 
  2. Вывожу на разговор о настроении от картины, какие чувства, что больше всего зацепило.
  3. Прошу выбрать наиболее понравившиеся цвета. 
  4. Смотрим в интернете другие картины художника, ищем любимый цвет.
  5. Изучаем сложные оттенки, обсуждаем, сколько, например, есть вариантов желтого, как они называются.
  6. Рисуем. Это, вообще, здорово при обсуждении любой книги, постоянно об этом говорю. Рисование по книге - это то же сочинение. Ребёнок выражает свои эмоции. 

Очень важно ещё проговорить, что цель рисования - именно выражение своих чувств. Мы не копируем Ван Гога, а выплескиваем на лист своё настроение. 

Фото автора. Петина «Звездная ночь» выглядит так
Фото автора. Петина «Звездная ночь» выглядит так

Мне кажется, дети эмоционально гораздо легче принимают импрессионизм, сюрреализм, абстракции, потому что они ко всему открыты. Их восприятие ничем не ограничено. Что и нужно поддерживать и развивать. 

А почитать о том, как в прошлом году мы любовались цветущей Москвой вместе с книгой «Линнея в саду художника» о творчестве Клода Моне, можно здесь