Найти в Дзене

Эволюционный взгляд на природу агрессии

Страшно наблюдать события, которые разворачиваются на наших глазах. И еще страшнее, если человек - их непосредственный участник. Мы глубоко сопереживаем горю, которое пришло в судьбы людей. Считаем своим долгом коснуться темы агрессии и насилия. Сегодня с точки зрения эволюционного подхода.
Если мы посмотрим на линию истории, мы увидим, что наши пра-пра-пра-пра много воевали. Все знают страшные истории войн. Эволюционное объяснение - неразрывная причастность человека к миру и к природе. Если мы расширим контекст, мы увидим разрушения в природном мире. Только они называются не “насилие”, а естественный отбор, пищевая цепочка, природные катаклизмы и т.д. Но везде можно найти следующие компоненты: сила, власть, угроза, разрушения, смерть. В данном контексте вспомнилась книга лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрада Лоренца “Агрессия”. Поделимся некоторыми идеями. Сам вопрос об агрессивности человека вызывает большое сопротивление. В изучении, обсуждении, и главное - по

Страшно наблюдать события, которые разворачиваются на наших глазах. И еще страшнее, если человек - их непосредственный участник. Мы глубоко сопереживаем горю, которое пришло в судьбы людей.

Считаем своим долгом коснуться темы агрессии и насилия. Сегодня с точки зрения эволюционного подхода.
Если мы посмотрим на линию истории, мы увидим, что наши пра-пра-пра-пра много воевали. Все знают страшные истории войн. Эволюционное объяснение - неразрывная причастность человека к миру и к природе. Если мы расширим контекст, мы увидим разрушения в природном мире. Только они называются не “насилие”, а естественный отбор, пищевая цепочка, природные катаклизмы и т.д. Но везде можно найти следующие компоненты: сила, власть, угроза, разрушения, смерть.

В данном контексте вспомнилась книга лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрада Лоренца “Агрессия”. Поделимся некоторыми идеями.

Сам вопрос об агрессивности человека вызывает большое сопротивление. В изучении, обсуждении, и главное - поиске решений. Тому есть ряд причин.

  • Эволюционное происхождение Homo Sapiens, его способность преобразовывать мир вокруг себя. Это создает иллюзию “превосходства”.
  • Закон естественной причинности, которому подчиняется поведение. Функциональный анализ рассматривает поведение в контексте. В разных контекстах меняется полюс восприятия поведения. Иными словами: одно и то же поведение в зависимости от восприятия трактуется по-разному (плохо или хорошо).
  • Наследие идеалистической философии. Что вызывает антипатию к зависимости человека от законов природы. Вопреки тому, что человек без доступа к воде, пище, сна в течении долгого времени перестает существовать.

Описанные причины приводят к тому, что поведение человека “высокомерно переоценивается”. Оно кажется логичным, функциональным и не нуждается в изучении.

Идеи описаны в 1963 году, актуальны 59 лет спустя.

С другой стороны, у человека есть многое, что отличает его от животных. Но важно учитывать природный компонент. Радует, что психологические науки активно развиваются и приобретают широкий интерес. Надеемся, что это поможет.