Николай Пыльцын
Когда речь заходит о революционерах прошлого все обычно говорят о том, что они свершили. Но как человек становится революционером и принимает для себя решение идти до конца и совершать порой страшные поступки, оправдывая их высокой целью?
Сегодня нам поможет ответить на этот вопрос рабочий столяр Александровского механического завода (Пролетарский завод) Степан Халтурин.
В его судьбе были крутые повороты, толкавшие этого человека все дальше на путь политического террора. Мы увидим, как человек из зажиточной крестьянской семьи стал тем, кто совершил одно из самых громких во всех смыслах покушений на Александра II.
Степан Николаевич Халтурин родился в деревне Халевинской Вятской губернии. Свою профессию столяра-краснодеревщика он приобрел в Вятском земском училище, которое славилось своими либеральными порядками.
В 1860 – 1870-х годах Вятка была тихим местом, куда ссылали по политическим делам. Там были и политические кружки, которые вели себя достаточно открыто.
Сохранились записи вятского губернатора Чарыкова о влиянии политических ссыльных на местную молодежь:
«Ссыльные политической неблагонадежности, в большинстве своем люди образованные, исподволь разводят на месте ссылки знакомства с разными семействами, в особенности же с их детьми, воспитывающимися в учебных заведениях и… зачумляют их своими вредными идеями, а более восприимчивых — делают своими учениками и проповедниками своего зловредного учения между товарищами и подругами молодых людей».
В своем докладе министерству внутренних дел он писал:
«Не будет преувеличением сказать, что вся так называемая вятская интеллигенция, начиная от духовенства и кончая учителями народных школ, воспитывалась под оппозиционным влиянием политических ссыльных»
Не удивительно, что во время обучения в училище Халтурин проникся социалистическими идеями, которые активно обсуждались среди учащихся. Но о революции в России он тогда еще не мыслил. Наоборот, в его голове родилась идея уехать в Соединенные Штаты Америки и основать там коммуну. В те годы Штаты были полем для всякого рода коммунистических опытов. Революционно настроенные рабочие и интеллигенты уезжали туда строить новый мир. Опыт многочисленных коммун описывали на страницах своих произведений такие писатели как А. Токвиль и Ч. Диккенс.
Идею поддержали и другие участники кружка, началась подготовка. Нужны были деньги на дорогу. Весной 1875 года умирает отец Степана и свое наследство он уступает своим братьям за небольшую сумму. Эти деньги пошли в общую кассу на путешествие. Затем Халтурин отправился к губернатору с просьбой выдать паспорт для поездки.
Прошение на имя губернатора:
«Его превосходительству господину, исправляющему должность Вятского губернатора
Прошение
Желая ознакомиться ближе с сельским хозяйством, я вздумал посмотреть на германские хозяйственные фермы, но не имея возможности выехать без заграничного паспорта, я покорнейше прошу Вас о выдаче мне оного впредь на шесть месяцев, при сем прилагаю документы: паспорт и удостоверение и необходимые пять рублей (5 рублей).
Проситель — государственный крестьянин Вятской губернии, Орловского уезда, Левинской волости деревни Халевинской Степан Николаев Халтурин»
Паспорта выдали всем будущим «строителям коммуны», кроме одного по фамилии Селантин. Его сослали в Вятку за двоежёнство, а местной молодежи он рассказывал, что сослан за политические убеждения.
В голове этого человека родился коварный план. Он обманул юного и доверчивого Степана Халтурина, рассказав выдуманную историю про своих родственников в Рязанской губернии, которые помогут Селантину с паспортом и деньгами. Степан отправился туда по поручению, а паспорт и деньги оставил на хранение у своих товарищей. Конечно же, родственников никаких не нашлось. Когда Степан вернулся Москву, где его должны были ждать, то увидел, что товарищи уже уехали. Мечты об Америке рухнули. Возвращаться в глухую Вятку он не стал, несмотря на просьбы родственников. Он решил ехать в Петербург.
Столичный Петербург в 1870-х был местом притяжения для революционно настроенной молодежи. Однако наш сегодняшний герой оказался тут практически случайно, планы на жизнь у него были совсем иные.
Он прибыл в город в сентябре 1875 года. Положение Халтурина было незавидным, без денег и документов найти себе сносное пристанище и работу было очень сложно. Первое время он перебивался случайными заработками и знакомился с бытом самой бедной прослойки рабочих. Но снова случай ворвался в его жизнь и дал ей новое направление. Ему повстречался бывший учитель из Вятки по фамилии Котельников, который помог с устройством на постоянную работу и ввел его в политические кружки столицы.
4 марта 1876 г. Халтурин смог смог поступить на работу столяром на Александровский механический завод Главного общества российских железных дорог. В тот момент предприятие сотрясали волнения рабочих, вызванные введением новых правил, ухудшающих их положение.
Рабочие Невской заставы содержали нелегальные библиотеки с произведениями Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Одну из таких библиотек возглавил Халтурин, который слыл среди своих товарищей очень начитанным.
В воспоминаниях Георгия Плеханова сохранились яркие описания некоторых первых знакомцев Халтурина в Петербурге, которые тайно собрались у него на квартире в начале 1876 г. Например, О слесаре Невского механического завода Антоне Городничем он писал:
«Работая на заводе по 10–11 часов в сутки и возвращаясь домой только вечером, он ежедневно просиживал за книгами до часу ночи… Когда я короче познакомился с ним, я был поражен разнообразием и множеством осаждавших его теоретических вопросов. Чем только не интересовался этот человек, в детстве едва научившийся грамоте. Политическая экономия и химия, социальные вопросы и теория Дарвина одинаково привлекали к себе его внимание, возбуждали в нем одинаковый интерес, и, казалось, нужны были десятки лет, чтобы, при его положении, хоть немного утолить его умственный голод».
Знакомый с народнической литературой и проектами западных конституций Халтурин активно занимается пропагандой в рабочей среде. Он появляется на других предприятиях города и помогает создать там кружки. Приобретая вес в подпольной среде, он становится одним из руководителей первой в Петербурге рабочей политической организации «Северный союз русских рабочих».
Эта организация просуществовала недолго, уже в 1880 году ее разгромили. Большинство руководителей были арестованы или бежали за границу. А наш сегодняшний герой смог скрыться и продолжить свою деятельность в России уже под другим именем.
Так Степан Халтурин, не сумевший уехать в США к своей мечте и лишенный возможности вести пропаганду среди рабочих, принял решение свернуть на самый радикальный путь. Он выходит на членов Исполнительного комитета Народной воли и предлагает им помочь ему в совершении покушения на императора Александра II. В том же году он смог устроиться столяром в Зимний дворец, а спустя четыре месяца прогремел взрыв, унесший много жизней, но не коснувшийся самого императора.
Известие о том, что царь жив, чуть не довело Халтурина до расстройства психики. В тот момент он все ставил на карту, считая, что все зло исходит лично от императора и что смерть его может положить конец несправедливому миру. Но после гибели Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 года старый мир не рухнул. Террор не дал результата, на который он рассчитывал. Наоборот, в эпоху следующего императора Александра III многие достижения «великих реформ» были ликвидированы.
Литература:
1) Ю. З. Полевой «Степан Халтурин»
2) Ю.М. Стеклов «Степан Халтурин»
3) И. Халтурин «Семейные воспоминания о Степане Халтурине»
4) В. А. Соболев «Степан Халтурин: Очерк о выдающемся русском рабочем-революционере»
5) Ю. З. Полевой «Степан Халтурин»