Я призываю вас постараться понять dukkha: на самом деле
взглянуть на свое страдание, быть с ним, принять его. Попробуйте
понять его, когда вы ощущаете физическую боль или отчаяние
и горе, или ненависть и отвращение — какую бы форму оно ни
приняло, какое бы качество ни имело, будь оно крайне сильным
или едва ощутимым. Это учение не подразумевает, что чтобы
достичь пробуждения вы должны стать крайне и до предела не-
счастными. Не обязательно, чтобы вас всего лишили или пытали
на дыбе. Смысл в том, чтобы рассмотреть страдание, даже если это
всего лишь легкое чувство неудовлетворенности, и понять его.
Легко найти козла отпущения для наших трудностей. «Если
бы моя мать действительно любила меня или если бы все вокруг были действительно мудрыми и полностью посвятили себя созданию для меня идеальных условий, я не испытывал бы этих эмоциональных проблем». Это просто нелепица! Тем не менее, некоторые люди именно так смотрят на жизнь, полагая,
что они несчастны и потеряны из-за того, что с ними несправедливо обошлись. Но когда мы используем формулировку Первой
Благородной Истины, даже если мы довольно несчастливы в жизни, мы смотрим не на внешний источник страдания, а на то, что
мы создаем вокруг него посредством нашего ума. В этом состоит внутреннее пробуждение человека — пробуждение к Истине
о страдании. И это — Благородная Истина, поскольку мы больше не обвиняем других в страдании, которое мы испытываем.
Поэтому, по сравнению с другими религиями, буддийский подход
довольно-таки уникален, поскольку упор делается на преодолении страдания посредством мудрости и освобождении от заблуждения, а не на достижении некоего блаженного состояния
единения с Абсолютом.
Сейчас я не говорю, что другие люди никогда не являются ис-
точником нашего раздражения и неудовлетворенности, однако
это учение акцентуирует внимание на нашем собственном отно-
шении к жизни. Если кто-то к вам плохо относится или умышлен-
но и злонамеренно пытается причинить вам страдание, и вы счи-
таете, что именно этот человек заставляет вас страдать, вы все
еще не поняли Первую Благородную Истину. Даже если он выди-
рает вам ногти или делает еще что-нибудь ужасное, до тех пор,
пока вы считаете, что страдаете из-за этого человека, вы не поня-
ли Первую Благородную Истину. Понимать страдание — значит
ясно видеть, что наша реакция на человека, выдирающего нам
ногти — «я тебя ненавижу»- есть страдание. Само вырывание
ногтей — болезненно, но страдание включает, и «я тебя нена-
вижу», и «как ты можешь со мной так поступать?», и «я никогда
тебя не прощу».
Но не ждите, пока вам начнут вырывать ногти, чтобы приме-
нять Первую Благородную Истину. Попробуйте начать с малого,
например, когда кто-нибудь пренебрегает вами, или груб к вам,
или игнорирует вас. Если вы страдаете из-за того, что этот чело-
век вас не уважает или каким-нибудь образом оскорбляет, вы мо-
жете поработать с этим. В повседневной жизни часто происходит
такое, что мы оказываемся задетыми или расстроенными. Мы мо-
жем почувствовать раздражение или злость просто из-за поход-
ки или внешнего вида другого человека. По крайней мере, я могу.
Иногда вы замечаете, что чувствуете отвращение всего лишь из-
за чьей-то походки или из-за то, что люди не делают то, что долж-
ны. Из-за подобных вещей можно очень сильно расстраиваться
или злиться. На самом деле тот человек не причиняет вам вреда,
не совершает с вами ничего такого, вроде вырывания ногтей, но
вы все равно страдаете. Если вы не можете наблюдать страдание
в таких простых ситуациях, то у вас никогда не хватит героизма
сделать это, если вам действительно будут выдирать ногти!
Мы работаем с мелкими неприятностями обычной жизни.
Мы смотрим, как нас могут задеть, оскорбить или раздосадовать
наши соседи, люди с которыми мы живем, госпожа Тэтчер, положение вещей или мы сами. Мы знаем, что это страдание следует
понять. Мы практикуем, делая страдание настоящим объектом
наблюдения и понимания: «вот страдание». Так мы получаем глубокое понимание страдания.
Аджан Сумедхо