Найти тему
Елена Кшанти

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАДАНИЯ

Я призываю вас постараться понять dukkha: на самом деле

взглянуть на свое страдание, быть с ним, принять его. Попробуйте

понять его, когда вы ощущаете физическую боль или отчаяние

и горе, или ненависть и отвращение — какую бы форму оно ни

приняло, какое бы качество ни имело, будь оно крайне сильным

или едва ощутимым. Это учение не подразумевает, что чтобы

достичь пробуждения вы должны стать крайне и до предела не-

счастными. Не обязательно, чтобы вас всего лишили или пытали

на дыбе. Смысл в том, чтобы рассмотреть страдание, даже если это

всего лишь легкое чувство неудовлетворенности, и понять его.

Легко найти козла отпущения для наших трудностей. «Если

бы моя мать действительно любила меня или если бы все вокруг были действительно мудрыми и полностью посвятили себя созданию для меня идеальных условий, я не испытывал бы этих эмоциональных проблем». Это просто нелепица! Тем не менее, некоторые люди именно так смотрят на жизнь, полагая,

что они несчастны и потеряны из-за того, что с ними несправедливо обошлись. Но когда мы используем формулировку Первой

Благородной Истины, даже если мы довольно несчастливы в жизни, мы смотрим не на внешний источник страдания, а на то, что

мы создаем вокруг него посредством нашего ума. В этом состоит внутреннее пробуждение человека — пробуждение к Истине

о страдании. И это — Благородная Истина, поскольку мы больше не обвиняем других в страдании, которое мы испытываем.

Поэтому, по сравнению с другими религиями, буддийский подход

довольно-таки уникален, поскольку упор делается на преодолении страдания посредством мудрости и освобождении от заблуждения, а не на достижении некоего блаженного состояния

единения с Абсолютом.

Сейчас я не говорю, что другие люди никогда не являются ис-

точником нашего раздражения и неудовлетворенности, однако

это учение акцентуирует внимание на нашем собственном отно-

шении к жизни. Если кто-то к вам плохо относится или умышлен-

но и злонамеренно пытается причинить вам страдание, и вы счи-

таете, что именно этот человек заставляет вас страдать, вы все

еще не поняли Первую Благородную Истину. Даже если он выди-

рает вам ногти или делает еще что-нибудь ужасное, до тех пор,

пока вы считаете, что страдаете из-за этого человека, вы не поня-

ли Первую Благородную Истину. Понимать страдание — значит

ясно видеть, что наша реакция на человека, выдирающего нам

ногти — «я тебя ненавижу»- есть страдание. Само вырывание

ногтей — болезненно, но страдание включает, и «я тебя нена-

вижу», и «как ты можешь со мной так поступать?», и «я никогда

тебя не прощу».

Но не ждите, пока вам начнут вырывать ногти, чтобы приме-

нять Первую Благородную Истину. Попробуйте начать с малого,

например, когда кто-нибудь пренебрегает вами, или груб к вам,

или игнорирует вас. Если вы страдаете из-за того, что этот чело-

век вас не уважает или каким-нибудь образом оскорбляет, вы мо-

жете поработать с этим. В повседневной жизни часто происходит

такое, что мы оказываемся задетыми или расстроенными. Мы мо-

жем почувствовать раздражение или злость просто из-за поход-

ки или внешнего вида другого человека. По крайней мере, я могу.

Иногда вы замечаете, что чувствуете отвращение всего лишь из-

за чьей-то походки или из-за то, что люди не делают то, что долж-

ны. Из-за подобных вещей можно очень сильно расстраиваться

или злиться. На самом деле тот человек не причиняет вам вреда,

не совершает с вами ничего такого, вроде вырывания ногтей, но

вы все равно страдаете. Если вы не можете наблюдать страдание

в таких простых ситуациях, то у вас никогда не хватит героизма

сделать это, если вам действительно будут выдирать ногти!

Мы работаем с мелкими неприятностями обычной жизни.

Мы смотрим, как нас могут задеть, оскорбить или раздосадовать

наши соседи, люди с которыми мы живем, госпожа Тэтчер, положение вещей или мы сами. Мы знаем, что это страдание следует

понять. Мы практикуем, делая страдание настоящим объектом

наблюдения и понимания: «вот страдание». Так мы получаем глубокое понимание страдания.

Аджан Сумедхо