Найти тему

Онбоардинг сотрудников: как быстро обучить менеджера по продажам

Оглавление

В первые дни на новом рабочем месте продажник испытывает огромный стресс. Мало того, что ему нужно вписаться в новый коллектив. Он должен быстро вникнуть в процессы и продавать продукт так, будто всю жизнь только этим занимался и знает все нюансы и тонкости.

People illustrations by Storyset https://storyset.com/people
People illustrations by Storyset https://storyset.com/people

В такие моменты важно иметь чёткие и простые инструкции, которые помогут новому сотруднику не утонуть в обилии информации и не отнимут у команды лишнее время на обучение.

Что такое корпоративная книга продаж и зачем нужна?

Это документ, который сочетает в себе базу знаний и инструмент онбординга для новых сотрудников.

У нас, книгу «собирают» сотрудники. Особенно интенсивно база пополняется, когда менеджеры встречаются с нетипичными ситуациями в работе, например, появляется новый продукт или функционал.

Отвечает за документ обычно руководитель отдела продаж.

Зачем нужна Корпоративная книга продаж:

  • упрощает онбординг — помогает новым сотрудникам вникнуть в работу;
  • бережёт нервы и время РОПа и менеджеров — новичок не донимает их вопросами, а утоляет любопытство, читая Книгу;
  • формирует базу знаний — содержит информацию о продукте и инструкции;
  • сохраняет корпоративную культуру.

Как составить Корпоративную книгу продаж?

Шаг 1. Подготовить чек-лист

Выпишите список моментов, без знания которых менеджер не сможет работать. Например, где взять доступы для корпоративной почты и как необходимо оформить подпись в письмах. Составьте инструкцию, как сотрудник должен действовать в разных ситуациях, включая нетипичные.

Как организовано обучение для новых сотрудников Mailigen.ru
Как организовано обучение для новых сотрудников Mailigen.ru

Шаг 2. Постепенно дополнить документ

Может показаться, что какая-то информация не обязательная или излишняя. Но именно из таких официальных и неофициальных кусочков складывается образ компании в голове у нового сотрудника. А так как он будет транслировать образ компании клиентам – значит, и у клиента.

Добавьте информацию во все блоки книги продаж:

  • О компании. Юридическое название, год основания, ФИО владельцев, обстоятельства, при которых создали компанию. Можно подготовить историю от лица PR-отдела. Кажется, что это бесполезная информация, но на самом деле – необходимые базовые знания.
  • Средне- и долгосрочные задачи бизнеса.
  • Принципы компании. Опишите корпоративную культуру: что такое хорошо для коллектива и что такое плохо.
  • Ссылки на сайт и соцсети.
  • Оргструктура. Состав и иерархия подразделений: кто кому подчиняется, кто какие функции выполняет и т. п.
  • Позиция на рынке: регионы, доля, конкурентные преимущества, конкуренты.
  • Всё о продукте компании: ценообразование, каталог с описанием, как оказывать услуги.
  • Всё о клиентах: портреты реальных клиентов, сегменты.
  • Алгоритм продаж: как обрабатывать заявки в зависимости от источника лида, как отрабатывать возражения, какими скриптами пользоваться.
  • CRM (если используете – а если нет, то мы покажем выгоду и поможем внедрить): инструкция, как не потеряться в функционале и сделать работу более комфортной.
  • Документооборот.
  • Формирование зарплат и премий.
  • Общение в коллективе: как предлагать свои идеи и обсуждать чужие.

Шаг 3. Расписать алгоритм продаж

Подкрепите текст видео и скриншотами — так инструкция будет более наглядной и понятной. Максимально подробно опишите процесс продаж. Не жалейте времени на описание действий, которые кажутся вам элементарными, — вероятно, ваш новый менеджер никогда с ними не сталкивался. А подробные инструкции и видеоуроки помогут ему быстрее влиться в работу.

Важно, чтобы база была единой и легкодоступной. Используйте любую удобную программу или сервис.

Алгоритм продаж в Mailigen.ru
Алгоритм продаж в Mailigen.ru

Если кто-то вносит правки в Корпоративную книгу продаж, сотрудники получают уведомление об этом. Так менеджеры остаются в курсе новостей.

Шаг 4. Создать алгоритм обучения нового сотрудника

Вот, как это работает у нас. Новый продажник получает доступ к Корпоративной книге продаж и зачётному чек-листу, где прописаны даты, когда он должен изучить каждый блок.

Если во время изучения блока у менеджера возникают вопросы, он может выписать их и задать руководителю в специально отведённое для этого время. В конце дня руководитель проводит что-то вроде зачёта по блоку и даёт обратную связь. Во время обучения сотрудник также получает практические задания, которые нужно выполнить с видео- или аудиозаписью. В конце он сдаёт экзамен и приступает к самостоятельной работе.

В целом мы придерживаемся принципа обучения, который включает три этапа:

  1. Руководитель продаёт, менеджер наблюдает.
  2. Менеджер продаёт, руководитель наблюдает.
  3. Менеджер продаёт без наблюдения.

Шаг 5. Дополнить документ

Чтобы Корпоративная книга продаж была полезной для руководителя и менеджеров, нужно добавлять в неё актуальные данные.

Создайте условия, при которых сотрудникам будет удобно и легко предлагать дополнения в документ. Например, в нашей компании книгой пользуются каждый день. Поэтому сотрудники часто предлагают правки — чаще всего по скриптам и вопросам клиентов. Руководитель играет роль модератора — принимает или отклоняет дополнения.

Когда в компании появляются новые продукты, услуги или процессы, вносите информацию о них в Книгу. Не забудьте добавить в зачётный чек-лист вопросы по новым блокам.

Если Книгу создаёт вся команда, — она уже не формальный документ. Это хранилище полезного опыта, куда сотрудники хотят добавить свои знания.

Что в итоге?

Книга продаж — ценный архив, где хранится опыт команды. Она помогает новым сотрудникам влиться в работу и понять, как устроены процессы в компании. Она снимает часть работы с руководителей, потому что они вынуждены отвечать на все 100500 вопросов сотрудников.

Долго ли её составлять? Мы справились за несколько дней. Удобно ли с ней работать? Безумно!

А как устроен процесс онбоардинга в вашей компании? Какие инструменты используете вы?

Если вам нравится статья и вы хотите больше узнать о продажах и CRM — подпишитесь на канал.