Цвет играет важную роль в жизни человека. Во-первых. он является свойством света. Без света не было бы Вселенной. Во-вторых, цвет, точнее его смыслы - часть культуры - вселенной человека.
Развиваясь, человечество создавало свой мир - предметы, технологии, идеи. Благодаря этим феноменам людям удалось выжить и улучшить мир (ну в чем-то улучшить; глобально - хорошего больше).
За тысячелетия существования в культуре появились и закрепились значения цветов, которые мы теперь принимаем за свойства цвета - верим во влияние на чувства и жизнь вообще. Синий мы связываем с небом и водой (но они не синие на самом деле - это иллюзия), зеленый - с жизнью природы, листвой (та же иллюзия) и пр. Мы окружаем себя предметами таких цветов, которые, как кажется, могут изменить здоровье, ход событий, повлиять на карьеру, любовь и даже пространство и время. Однако это влияние цвета - культурные стереотипы, источники которых затерялись в истории. Давайте совершим прыжок во времени и посмотрим, как появились представления об основной палитре.
Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета. Начало тут. Черный. Красный. Желтый.
Сегодня о жизни желтого в изобазительном искусстве - в живописи.
Попытки привести цвета в систему в живописи имели дело не с проблемой физики света, а с проблемой объективности ощущения субъекта – художника, которого интересовала палитра, объединяющая качества видимого цвета, качества субъективного ощущения и ощущения цвета в культуре.
Теперь мы знаем, что между оранжевым и желтым, оранжевым и красным можно найти промежуточные цвета, более близкие к одному или другому цвету, что тот или иной «цвет» – длина световой волны, подобное качество которой можно увидеть, например, и в музыке.
Художник, музыкант – человек – никогда не имеет дела с изолированным цветом, так как он существует не в пустоте (физической или культурной).
Сегодня известны, благодаря естественным наукам и развитию техники живописи, три основных качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Прошли эпохи, прежде чем художники начали дифференцировать тон и цветовой тон, насыщенность и яркость цвета, освещенность и светлоту.
Цветовой тон – качества цвета, обозначаемые словами: желтое, красное, синее, оранжевое, зеленое, пурпурное и т. д.
Светлота цвета - яркость.
Насыщенность цвета - разбеленность. Например, синий можно разбелить до голубого.
Яркость (светлота) и цветовой тон не являются абсолютно независимыми параметрами. Так, значительное уменьшение яркости излучения способно менять цветовой тон. Примерная картина цветового сдвига при уменьшении яркости такова: зеленые синеют, синие приближаются к фиолетовым, желтые приближаются к оранжевым, оранжевые – к красным.
Дальнейшее уменьшение яркости ведет к эффекту обесцвечивания. Понятно, что то же самое происходит и с цветами картины при значительном уменьшении ее освещенности. Проще - чем светлее, тем заметнее детали и цвет. А в темноте, как известно, все кошки серы.
Вот почему сравнивать колористические качества картин можно только в условиях равной освещенности. Большое увеличение яркости излучения вызывает другой эффект. Красные цвета переходят в оранжевые, затем – желтые, наконец – белые. Фиолетовые переходят в синие, затем – голубые. Очень сильный свет приводит к эффекту обесцвечивания. Помните спор о цвете платья?
Цветовой тон зависит также от насыщенности, что доказывают факты изменения цветового тона при разбелке. При разбелке часть желтых розовеет, часть зеленеет, красное становится более пурпурным, зеленое синеет, синее приближается к фиолетовому.
Изменение цветового тона при изменении яркости и разбелке, изучавшееся в физиологии цветоощущения, относится к фактам оптического смешения цветов. Раздельная импрессионистическая кладка желтых пятен рядом с белыми оказывает впечатление оранжевого и даже розового. Кладка зеленых пятен рядом с белыми оказывает впечатление голубого.
В культур-истории и теории изобразительного искусства желтый занимает значительное место. В исторической конкретике цвет был популярен в художественной сфере культур архаических сообществ, культур Востока и Запада, Руси. Так, в Византии желтый очень любили использовать в качестве фона – в согласии с канонами цвет применяли в иконописи, мозаике, фресковой живописи.
Дворцовый церемониал Восточной Римской империи, атрибутика религиозных обрядов не обходились без яркости желтого, его применяли и как ведущую «мелодию», и как «полифонию» - в сочетании с другими цветами.
Желтый/золотой являлся важным «гармонизирующим медиумом» в византийском цветовом языке. Светоносные свойства этого цвета способствовали гармонизации сакрального и земного мира.
Утонченность и изысканная интеллигентность византийских миниатюристов получила свое монументальное продолжение в витражах Средневековья (Шартр – Роза Франции, Парижской Богоматери – Роза Парижа).
Трагические аккорды желтого в сочетании с синим стали характерным авторским стилем работ некоторых мастеров – например, Вермеера:
Ван Гога:
Картины мастера источают болезненность восприятия мира через желто-оранжевую гамму.
Климт весь желто-золотой:
Отечественные живописцы обращались к желтому сначала в продолжение византийской традиции, далее – разрабатывая свое видение и смыслы цвета. Особую значимость в нем увидели представители революционных направлений живописи начала XX в. Так, В. Кандинский называл желтый «эксцентрическим цветом, стремящимся выйти за свои границы», и сравнивал с ним резкий, призывный звук трубы.
Следующая история о желтой архитектуре.