Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Желтая живопись

Цвет играет важную роль в жизни человека. Во-первых. он является свойством света. Без света не было бы Вселенной. Во-вторых, цвет, точнее его смыслы - часть культуры - вселенной человека.

Развиваясь, человечество создавало свой мир - предметы, технологии, идеи. Благодаря этим феноменам людям удалось выжить и улучшить мир (ну в чем-то улучшить; глобально - хорошего больше).

За тысячелетия существования в культуре появились и закрепились значения цветов, которые мы теперь принимаем за свойства цвета - верим во влияние на чувства и жизнь вообще. Синий мы связываем с небом и водой (но они не синие на самом деле - это иллюзия), зеленый - с жизнью природы, листвой (та же иллюзия) и пр. Мы окружаем себя предметами таких цветов, которые, как кажется, могут изменить здоровье, ход событий, повлиять на карьеру, любовь и даже пространство и время. Однако это влияние цвета - культурные стереотипы, источники которых затерялись в истории. Давайте совершим прыжок во времени и посмотрим, как появились представления об основной палитре.

Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета. Начало тут. Черный. Красный. Желтый.

Сегодня о жизни желтого в изобазительном искусстве - в живописи.

Репин И. Парижское кафе
Репин И. Парижское кафе

Попытки привести цвета в систему в живописи имели дело не с проблемой физики света, а с проблемой объективности ощущения субъекта – художника, которого интересовала палитра, объединяющая качества видимого цвета, качества субъективного ощущения и ощущения цвета в культуре.

Теперь мы знаем, что между оранжевым и желтым, оранжевым и красным можно найти промежуточные цвета, более близкие к одному или другому цвету, что тот или иной «цвет» – длина световой волны, подобное качество которой можно увидеть, например, и в музыке.

-3

Художник, музыкант – человек – никогда не имеет дела с изолированным цветом, так как он существует не в пустоте (физической или культурной).

Сегодня известны, благодаря естественным наукам и развитию техники живописи, три основных качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Прошли эпохи, прежде чем художники начали дифференцировать тон и цветовой тон, насыщенность и яркость цвета, освещенность и светлоту.

Цветовой тон – качества цвета, обозначаемые словами: желтое, красное, синее, оранжевое, зеленое, пурпурное и т. д.

Светлота цвета - яркость.

Насыщенность цвета - разбеленность. Например, синий можно разбелить до голубого.

-4

Яркость (светлота) и цветовой тон не являются абсолютно независимыми параметрами. Так, значительное уменьшение яркости излучения способно менять цветовой тон. Примерная картина цветового сдвига при уменьшении яркости такова: зеленые синеют, синие приближаются к фиолетовым, желтые приближаются к оранжевым, оранжевые – к красным.

Дальнейшее уменьшение яркости ведет к эффекту обесцвечивания. Понятно, что то же самое происходит и с цветами картины при значительном уменьшении ее освещенности. Проще - чем светлее, тем заметнее детали и цвет. А в темноте, как известно, все кошки серы.

-5

Вот почему сравнивать колористические качества картин можно только в условиях равной освещенности. Большое увеличение яркости излучения вызывает другой эффект. Красные цвета переходят в оранжевые, затем – желтые, наконец – белые. Фиолетовые переходят в синие, затем – голубые. Очень сильный свет приводит к эффекту обесцвечивания. Помните спор о цвете платья?

-6

Цветовой тон зависит также от насыщенности, что доказывают факты изменения цветового тона при разбелке. При разбелке часть желтых розовеет, часть зеленеет, красное становится более пурпурным, зеленое синеет, синее приближается к фиолетовому.

Изменение цветового тона при изменении яркости и разбелке, изучавшееся в физиологии цветоощущения, относится к фактам оптического смешения цветов. Раздельная импрессионистическая кладка желтых пятен рядом с белыми оказывает впечатление оранжевого и даже розового. Кладка зеленых пятен рядом с белыми оказывает впечатление голубого.

-7
Поль Синьяк "Гавань в Орли"
Поль Синьяк "Гавань в Орли"

В культур-истории и теории изобразительного искусства желтый занимает значительное место. В исторической конкретике цвет был популярен в художественной сфере культур архаических сообществ, культур Востока и Запада, Руси. Так, в Византии желтый очень любили использовать в качестве фона – в согласии с канонами цвет применяли в иконописи, мозаике, фресковой живописи.

-9
-10
-11

Дворцовый церемониал Восточной Римской империи, атрибутика религиозных обрядов не обходились без яркости желтого, его применяли и как ведущую «мелодию», и как «полифонию» - в сочетании с другими цветами.

Желтый/золотой являлся важным «гармонизирующим медиумом» в византийском цветовом языке. Светоносные свойства этого цвета способствовали гармонизации сакрального и земного мира.

-12

Утонченность и изысканная интеллигентность византийских миниатюристов получила свое монументальное продолжение в витражах Средневековья (Шартр – Роза Франции, Парижской Богоматери – Роза Парижа).

-13

Трагические аккорды желтого в сочетании с синим стали характерным авторским стилем работ некоторых мастеров – например, Вермеера:

Ян Вермеер "Кружевница"
Ян Вермеер "Кружевница"
Ян Вермеер "Служанка с кувшином молока"
Ян Вермеер "Служанка с кувшином молока"
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной серьгой"
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной серьгой"

Ван Гога:

Ван Гог "Желтый дом"
Ван Гог "Желтый дом"
Ван Гог "Подсолнухи"
Ван Гог "Подсолнухи"
-19

Картины мастера источают болезненность восприятия мира через желто-оранжевую гамму.

Климт весь желто-золотой:

Климт "Золотоая Адель". Очень интересная история картины. У художника и дамы был роман. Муж заказал портрет Климту зная, как он долго работает. В итоге Мастеру дама просто надоела - насмотрелся.
Климт "Золотоая Адель". Очень интересная история картины. У художника и дамы был роман. Муж заказал портрет Климту зная, как он долго работает. В итоге Мастеру дама просто надоела - насмотрелся.
Климт "Поцелуй"
Климт "Поцелуй"
Климт три работы: фрагмент "Поцелуй", фрагмент "Юдифь", "Даная".
Климт три работы: фрагмент "Поцелуй", фрагмент "Юдифь", "Даная".

Отечественные живописцы обращались к желтому сначала в продолжение византийской традиции, далее – разрабатывая свое видение и смыслы цвета. Особую значимость в нем увидели представители революционных направлений живописи начала XX в. Так, В. Кандинский называл желтый «эксцентрическим цветом, стремящимся выйти за свои границы», и сравнивал с ним резкий, призывный звук трубы.

Кустодиев Б. "Гроза"
Кустодиев Б. "Гроза"
Кандинский В.
Кандинский В.

Следующая история о желтой архитектуре.