Найти тему

Она же Грейс. История убийцы или жертвы? О самом противоречивом романе Маргарет Этвуд.

23 июля 1843 года в Канаде было совершено страшное преступление. Служанка Грейс Маркс вместе со своим сообщником Джеймсом Макдермоттом, служившим в том же доме, обвинялась в жестоком убийстве своего хозяина Томаса Киннира и его экономки Нэнси Монтгомери.

Благодаря усилиям адвоката, девушке удается избежать смертной казни, в отличие от ее сообщника. Макдермотт отправился на виселицу, а Грейс Маркс предстояло провести оставшуюся жизнь в тюрьме и сумасшедшем доме — ее защитник сумел доказать, что юная красавица слабоумна и даже не помнит большую часть событий той ночи.
Спустя 16 лет (в 1859 году) молодой, амбициозный американский врач-психиатр Саймон Джордан прибывает в Кингстонское исправительное учреждение, чтобы провести свое исследование. Он надеется, что его экспериментальные методы будут успешными и благодаря им он откроет «правду», помогая Грейс восстановить ее воспоминания об убийствах.

Вместе с читателем доктор Джордон пытается выяснить, была Грейс злодейкой и зачинщицей преступления или же невольной жертвой, вынужденной пойти на преступление из страха за собственную жизнь.

Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017
Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017

Эта история основана на реальных событиях, хотя Этвуд, конечно, приукрасила эту историю вымышленными событиями и деталями, но не изменила ни одного признанного факта, хотя письменные источники настолько противоречивы, что лишь немногие факты можно назвать окончательно "признанными". Сомневаясь в подлинности каких-то фактов, писательница выбирала наиболее правдоподобный вариант или же примиряла их между собой, если правдоподобными казались все. Там же, где в документах встречались лишь намеки или явные пробелы, она досочиняла недостающие подробности.

Грейс достаточно многослойный персонаж. С одной стороны, она — типичная жертва викторианского общества по всем признакам: гендерному, классовому, национальному и так далее. Она иммигрантка, сирота (ее мать умерла, от отца — пьяницы и насильника, она сбежала) и обречена всю жизнь находиться внизу социальной лестницы, работая прислугой.

С другой стороны, в убийстве двух человек она так или иначе участвовала. Как именно участвовала — потеряла сознание, отвернулась, помогала, пыталась предотвратить, все организовала — вопрос, на который все, в том числе и читатель, пытаются найти ответ.

Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017. Грейс смотрит на сшитое ею стёганое одеяло - ключевой мотив в разгадывании личности героини.
Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017. Грейс смотрит на сшитое ею стёганое одеяло - ключевой мотив в разгадывании личности героини.

Маргарет Этвуд использует привычные для своих романов символы, являющиеся подсказками в разгадывании личности героини. Ключевым символом является лоскутное одеяло. Стеганое одеяло — своеобразный способ общения между женщинами в те годы.

"Каждая женщина должна сшить своими руками три одеяла: Райское древо, Цветочный горшок и Ящик пандоры. Иногда, пока я трудилась горничной, я все их вешала просушиваться в один ряд. Они были похожи на флаги, поднятые армией, собирающейся в поход. Я тогда подумала: "Зачем женщины шьют эти флаги, а потом кладут их сверху на кровать? Из-за них кровать сразу бросается в глаза. А потом решила, что это предостережение. Может показаться, что кровать вещь мирная: она означает отдых, покой и крепкий сон. Но так бывает не всегда. В кровати происходит много опасных вещей: в кровати мы рождаемся — это самая первая опасность в нашей жизни, в кровати женщины рожают, что нередко сводит их в могилу, здесь же происходит то действо между мужчиной и женщиной, которое я называть не стану, но, надеюсь, вы понимаете, о чем я. Одни называют это любовью, другие — унижением, которое приходится терпеть. И, наконец, в кровати мы спим, видим сны и нередко также умираем" — говорит Грейс.

Одеяла символизируют солидарность между женщинами, поскольку патриархальное общество не позволяет женщинам открыто делиться своими мыслями и чувствами.

Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017.
Кадр из одноименного сериала "Она же Грейс", 2017.

Оглавление книги также представляет собой метафорический образ лоскутного одеяла, где каждая глава - лоскут несет в себе зашифрованные символы - подсказки, закодированные автором не только в эпиграфах и цитатах из дела о преступлении Грейс Маркс, но и в названиях самих глав. Таким образом Маргарет Этвуд подталкивает читателя к своего рода детективной игре, в которой внимательный читатель непременно отыщет подсказки и выяснит для себя, кем на самом деле была Грейс.