Наши седые отцы и прадеды поминали Марсов месяц в немудрёной присловице «Марток - надевай семь порток». Однако ж марток-протальник вовсе не месяц-простак, что зачинает весну. Своеобычлив он наперво тем, что Сам Господь в Писании о нём открыл:
«месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» Исход 12;2
То бишь марток зачинает не только весну приветную*, но и весь мир поднебесный. Согласно Писанию, в сей месяц Господь приступил к сотворению света земного, куда посадил владыкой человека именем Адам. Оттоле по премудрости Божьей вся река времени истекает в точь от месяца марта.
Однако Церковь-Матушка празднует Новолетие с сентября неспроста. То-то сам сентябрь-зоревник своим именем латинским открывает, что он вовсе не первый по счёту месяц в году, но седьмой от марта (septem на латыни «семь»). В сентябре с благодарствием вспоминается, как Господь, создав видимый мир, что начало свое берет с марта-месяца, в седьмой почил от дел Своих. Посему и в Ветхом Завете Бог заповедал людям праздновать седьмой год как время всеобщего отдыха и успокоения. (Лев.25;3–5)
На Руси отцы наши честные почитали Новолетие в марте-месяце до 1343 года, покуда не передвинули его на сентябрь по примеру Александрийской Церкви. А уж потом Петр I новый год на январь назначил.
Вот вам и «марток - надевай семь порток».
*Помин забытых слов:
- Приветный - радушный, гостеприимный