В последнее время наблюдаю феномен игнорирования происходящего или «замирания».
- Как ты себя чувствуешь?
- Да все в порядке, - отвечает человек, который закупается туалетной бумагой, пытается снять из банкомата деньги и каждый день читает новости.
Клиенты на сессиях говорят о бытовых и лёгких темах «вне политики», с друзьями - шутки, с родными - разговоры «обо всем и ни о чем».
Коллективное замирание происходит от высокого уровня тревоги, когда мы сталкиваемся с бессилием что-либо изменить, не можем убежать (привычный паттерн «бей или беги»), когда помощи и поддержки недостаточно, когда много стыда и чувства вины, когда злость не помогает изменить ситуацию. И вот организм пытается выключить чувствительность и включить режим «безразличия» к происходящему.
Убегая от тревожных мыслей, от напряжения и волнения, сублимируя свои переживания в рутинно-бытовое, мы не проживаем кризис. Прожить кризис - это сделать тяжелое жизненное событие частью своей биографии, но игнорирование событий не позволяет этого сделать.
Нас травмируют не события, а изменения, которые следуют за этими событиями. Событие сильно подрывает представления о будущем, рушатся планы и надежды. Теряется контроль и понимание, что дальше делать. Это включает тревогу, так как в мозг поступает сигнал о том, что «стало небезопасно».
Если игнорировать события:
- игнорируется меняющаяся среда
- это приводит к тому, что процесс адаптации к новому не начинается;
- далее все сильнее разворачивается внутренний конфликт между «все поменялось» и «я остался прежним», потому что, не замечая изменений, человек продолжает пытаться изо всех сил жить как раньше;
- ожидания не оправдаются, начинается эмоциональное расстройство, апатия и прокрастинация;
- кризис из-за процесса его отрицания превращается в травму.
Если человек изолируется, игнорирует происходящее (а это чаще всего происходит из чувства стыда), то не получает ресурс, который можно получить в поддержке, например, на сеансе у психолога.
Убегая от тяжёлых переживаний, мы не проходим важный урок любого кризиса, который заключается в том, что мы можем справиться с происходящим, можем сохранять контроль над своей жизнью.
Травматизация ведёт к депрессии, внутреннему надрыву и нежеланию что-либо поменять в своей жизни. Люди часто прячут свою боль, упаковывая ее в стыд и фразу «мы сильные, мы со всем справимся самостоятельно».
Это порождение установок, которые передавались поколениями - крепостных крестьян, раскулаченных, репрессированных, заключённых, боящихся доносов и тюрем: «тише едешь - дальше будешь».
Под давлением травм, передающихся из поколения в поколения, установки «будь сильным», «не верь», «не проси» превращают людей в роботов без чувств и эмоций.
Так, «замирание», за счёт избегания тяжелого состояния, когда важно получить поддержку и психологическую помощь, когда важно почувствовать свою уязвимость и боль, приводит к «запечатываю» травмы в подсознании и, как следствие, состоянию апатии, депрессии, генерализированной тревоге, паническим атакам, социофобии и т.д.